В «Шоу Трумана» сходятся критика капитализма и масс-медиа, комедийный образ Джима Керри и сложный характер творца Эда Харриса, вызов богам и стремление к свободе. Фильм-веха в новом выпуске рубрики «Пересматривая классику».
Какова природа телевидения? Зеркальное ли отражение реальности видят зрители? Или это имитация, подражание действительности? А может быть, и вовсе симуляция нового, искусственного, мира, в котором человек не способен отличить правду от вымысла, чувства от актерской игры? Волшебная сила экрана притягивает миллиарды людей по всей планете, которые следят за жизнью одного-единственного Трумана Бербанка – жертвы, биоавтомата, а может быть, героя, бросающего вызов богам, подобно персонажам греческой трагедии?
Критика современного общества потребления – сплава капитализма и средств массовой коммуникации – одна из граней фильма «Шоу Трумана», однако выводы авторов, рожденные их фантазией, идут куда дальше. Это отчасти ироничная сказка, а отчасти пророческое видение, неутешительное для нашей цивилизации. Воздействие «голубого экрана» показывается здесь его же собственными средствами, и в известной степени это разрушение четвертой стены, прорыв изнутри, из глубин устрашающего своими масштабами производства реальности. В этом иллюзорном мире теряется главный герой, а вместе с ним и зритель, которому необходимо найти такую точку опоры, которая, как у Декарта, будет самой надежной в меняющемся окружении.
«Шоу Трумана» — это больше, чем критика, ведь по другую сторону камер мы видим антагониста-режиссера, Творца в метафизическом смысле слова. Его безграничное могущество распространяется не только на людей, но и на стихию и даже на смену дня и ночи. При этом он, несомненно, мучится, как и любой создатель, изыскивая способы сделать свое творение лучше; и, кроме того, подлинно любит свое детище, как часть самого себя. Именно поэтому режиссер в исполнении Эда Харриса неспособен дать Труману волю решать: как и многие другие творцы, он жадно припадает к тому, что полагает своей собственностью, забывая, что настоящий шедевр должен уйти в свободное плавание и начать жизнь независимо. В этом заключается драма персонажа, который не является ни обыкновенным рабовладельцем, ни алчным капиталистом – природа его властности совсем иная, вмешивающаяся в естественный порядок вещей и потому ему противоречащая.
Широкими мазками можно наметить основные линии напряжения истории, но великой ее делает неисчерпаемость значений. Пересматривая ленту раз за разом, вы будете находить новые смыслы, замечать детали и отсылки, проводить параллели и аналогии. Чего только стоит один разговор с Голосом с небес, который представляется создателем! И как показательна реакция Бербанка, произносящего ту самую знаменитую фразу: «На случай, если я вас больше не увижу — добрый день, добрый вечер и доброй ночи!». В ней заложен неукротимый дух человека-исследователя, идущего наперекор всему, даже богам.
«Шоу Трумана» — это вдохновляющая картина, добрая и немного трагичная, мотивирующая на поиск себя и борьбу с застывшим окружением. И если вам необходимо просто поднять настроение или обрести силы для новых свершений, Джим Керри докажет, что все возможно!
Автор: Алексей Федоренко