Длительный процесс проверок и согласований официально закончился, и команда «Кадиллак» появится на стартовой решетке «Формулы-1» уже в 2026 году. Как требования команд и Liberty media чуть не закрыли проект, разбираемся в статье.
В «романтическую» эпоху гонок на старт мог выйти практически кто угодно. Не существовало суперлицензий пилотов, не было миллиардных взносов в пользу конкурентов и отказов с формулировкой «не создает дополнительной ценности для чемпионата». С учетом нынешних правил Хуан Мануэль Фанхио (награжденный когда-то как лучший гонщик в истории) просто не смог бы выйти на старт Гран-при: его локальные победы в Аргентине не дали бы достаточного количества баллов для получения лицензии в Европе. Большинство производителей тех лет также не смогли бы выставить машины, а значит, условные «Тиррелл», «Купер» и более поздний «Уильямс» не оставили бы след в истории. Бренд «Кадиллак», владельцем которого является, между прочим General Motors, сумел преодолеть все препятствия, но то, с каким трудом это удалось даже такому громкому имени, многое говорит о характере соревнований.
Несомненно, любой профессиональный спорт идет в сторону все большего регулирования и бюрократизации – кажется, это неизбежный процесс для предприятий, вырастающих из хобби в коммерческую индустрию. Все же думается, что «Формула-1», будучи самой технически сложной и дорогой дисциплиной, переусердствовала и превратилась в полностью герметичный «клуб пираний» (метафора, которой описывают руководителей отдельных коллективов и всего чемпионата). Когда в преддверии нового регламента в Международную автомобильную федерацию (ФИА) были поданы сразу несколько заявок, лишь одна из них — от Майкла Андретти – прошла первый этап. Безусловно, на то были свои причины, но ФИА, несмотря на строгость проверок, смотрела на расширение стартовой решетки позитивно. Когда же дело дошло до хозяев чемпионата, то перед американцами выросла неприступная стена. Команды, осознавшие, что в случае допуска 11-го участника им придется делить призовые, забаррикадировались внутри, и Liberty media быстро отказала и этой, последней, заявке.
То, что произошло дальше, ничем не напоминает трезвые и взвешенные решения. Андретти выступил в прессе с критикой «Формулы-1», на что, как говорят, исполнительный директор Liberty Media лично пообещал, что, пока он занимает свой пост, команда не получит места в чемпионате. Не помогло даже участие General Motors, которая одним своим именем могла бы принести дополнительную ценность для чемпионата (при том что нынешние хозяева Королевской серии нацелены на американский рынок). После ряда интриг, оставшихся для стороннего наблюдателя за закрытыми дверями, Андретти вышел из состава правления собственного «формульного» проекта, а Грег Маффей, уверявший, что команда не выйдет на старт, покинул Liberty Media. Так, путем взаимной аннигиляции стороны добились итогового соглашения, и коллектив под названием «Кадиллак» занял место под солнцем – на первых порах с мотором «Феррари».
Есть ли в этой истории хотя бы намек на свободную конкуренцию со стороны «Формулы-1»? Сомнительно, и несколько сенаторов уже заинтересовались деятельностью Liberty Media, которая в этом году завершает еще и сделку по покупке чемпионата Moto GP. Возможно, именно это подтолкнуло корпорацию принять «Кадиллак», однако один успех вовсе не гарантирует, что другие смогут повторить тот же путь. Шанс, что в ближайшее время появится 12-ая команда, видится чрезвычайно малым, и «клуб пираний» останется закрытым сообществом в несколько десятков человек. Впрочем, пока они могут вместе создавать шоу, приятное для болельщиков, голоса критиков будут тонуть в восторгах. Ведь как пел Фредди Меркьюри, show must go on.
Автор: Алексей Федоренко
Фото: Sean Bull Design