«Придет время — и хохлому заберем», — заявил основатель АФК «Система», уже контролирующей производителя гжельского фарфора. Однако это пока дело будущего, для превращения «хохломы» в настоящий бизнес необходимы крупные инвестиции
АФК «Система» AFKS ₽14,89 +1,29% Купить
Вслед за производителем гжельского фарфора АФК «Система» планировала приобрести и фабрику, выпускающую товары, расписанные под хохлому. Об этом рассказал в интервью журналу «Евразимут» основатель корпорации Владимир Евтушенков.
«Идея такая была. Я хохлому хотел забрать, и не только хохлому, но и Гусь-Хрустальный, и Жостово. Но это все необходимо финансировать… Нужны кардинальные изменения— и в продукции, и в технологиях. Потому что сегодняшнее поколение требует совершенно другого— других орнаментов, другого качества, другого дизайна и так далее»,— объяснил миллиардер (Forbes оценивает состояние Евтушенкова в $1,7 млрд).
Производство «хохломы» в его нынешнем виде, по словам бизнесмена, существует исключительно за счет субсидий от государства, и в случае прекращения финансирования «работать не смогут и должны будут распустить людей». А для того, чтобы «начать что-то делать», нужно не только купить современное оборудование и создать современное дизайн-бюро, но и переобучить работников, найдя людей, для которых эта работа будет смыслом
жизни.
«Люди живут там, еле сводя концы с концами, прибыли никакой нет. Взять все это на свои плечи— тяжелая задача. Поэтому я пока это дело приостановил»,— объяснил Евтушенков.
По словам предпринимателя, в покупке производителя гжельского фарфора (АФК «Система» на паях со Сбербанком вошла в капитал УК «Гжель» в 2019 году, а в 2025-м стала единственным владельцем компании) не было никакого бизнеса, а лишь «душевный порыв».
«Я заехал туда случайно, меня пригласил прежний владелец. Был октябрь месяц. И вы представляете, вижу, что работницы завода сидят в фуфайках и разрисовывают эти чашки в таких перчатках с отрезанными пальцами. Я спрашиваю: «Апочему у вас так холодно?» «Мы топим дровами»,— отвечают. Я спрашиваю: «Агаз-то у вас есть?Тутже от Москвы 25 километров». Они говорят: «Есть, проходит здесь, но на него нет денег. Поэтому печки. А печкам уже по 40 лет, понимаете?» Так они меня разжалобили»,— рассказал Евтушенков.
За прошедшие годы «Система» вложила в производство гжельской посуды «миллиардов пять, может быть, семь», но, по словам миллиардера, «пока это всеже не бизнес». В том числе из-за дороговизны продукции и высокой конкуренции с производителями похожих товаров из Турции и Китая.
«Нам нужно сейчас отработать соотношение цена–качество, сделать так, чтобы наша посуда стала доступна, а этого можно добиться только за счет объемов, за счет современного оборудования, за счет новых технологий, за счет лучшего дизайна и так далее. И такая работа идет. Это как беременная женщина, она за месяц не родит. Все требует времени»,— рассказал Евтушенков.
Однако от идеи «забрать» когда-нибудь и «хохлому» бизнесмен не отказался. Просто сейчас он больше увлечен другими, более перспективными проектами, но в будущем намерен вернуться и к этой идее.
«Инвестировать в новые проекты можно, но это проблема, особенно сегодня. Поэтому придет время— и хохлому заберем, но сегодня время еще не пришло»,— пояснил он.
Хохломская роспись зародилась на севере Нижегородской губернии и до сих пор остается промыслом сел Ковернинского района (главное из которых Хохлома), города Семенов и его окрестностей. Сегодня здесь располагаются фабрики «Хохломской художник» и «Хохломская роспись», живут и работают токари и художники.
Эстетика хохломской росписи отсылала к парадной посуде из драгоценных металлов (серебро и золото), украшавшей княжеские и боярские застолья в Древней Руси. При этом технология создания хохломы дает возможность получить золотой цвет без использования драгоценных металлов. Вырезанный или выточенный из дерева предмет— «белье»— обрабатывают вапом (смесью на основе глины; этот процесс называется «вапление») или масляным грунтом, покрывают вареным льняным маслом (олифой) и натирают оловянным или алюминиевым порошком («лужение»). Роспись делают масляными красками с натуральными пигментами— черной сажей, красной киноварью, оранжевой охрой, желтым кроном, а затем еще раз покрывают олифой или синтетическим лаком в четыре-пять слоев. Готовое изделие закаливается несколько часов в печи при температуре 120°C. В процессе закалки лак желтеет и серебристый слой олова или алюминия становится золотым.
Исследователи полагают, что образы и мотивы хохломы восходят также к визуальной культуре христианства— орнаментам фресок, оформлению икон и окладов, иллюстрациям старообрядческих рукописных книг. Помимо природных мотивов— трав, цветов, листьев, ягод и разнообразных птиц,— в росписи активно используются исторические или сказочные сюжеты. Так, в работах художников 1920–1930-х годовнаряду с «травкой» и «кудриной»появляются красные звезды, серп и молот.
В 2023 году фабрика «Хохломская роспись» перешла в собственность Нижегородской области— акции компании передала региону Элада Нагорная, жена бывшего мэра Нижнего Новгорода Олега Сорокина, который отбывает наказание по обвинению во взятке.
«Хохломская роспись»— гораздо шире, чем производство, пусть даже уникальных изделий, гораздо шире, чем бизнес-актив. Это масштабный проект в сфере народного искусства, культурную значимость которого для региона и в целом для России трудно переоценить. Поэтому я приняла решение пожертвовать свои акции ЗАО «Хохломская роспись» в пользу Нижегородской области»,— объяснила тогда Нагорная свое решение.
В феврале 2025 года власти Нижегородской области запустили первый Всероссийский конкурс современного искусства и дизайна «Хохлома», среди победителей которого распределят призовой фонд в 3 млн.