FESCO ведет переговоры о покупке у Росимущества Калининградского морского торгового порта, два года назад изъятого по иску Генпрокуратуры у прежних собственников. В начале лета логистический оператор выкупил соседний рыбный порт
Калининградский морской торговый порт
Группа FESCO (принадлежит госкорпорации «Росатом») в ближайшие месяцы закроет сделку по выкупу у Росимущества АО «Калининградский морской торговый порт» (КМТП), национализированный два года назад. Об этом РБК рассказали два источника на логистическом рынке, знакомых с деталями сделки. Покупателем выступит компания «М-Порт», дочерняя структура FESCO. Сумма сделки может составить 2,7–2,8 млрд руб., указывает один из собеседников.
В FESCO отказались от комментариев. В «Росатоме» не стали комментировать потенциальную сделку, но отметили, что стратегия развития логистического бизнеса госкорпорации и государственные задачи по развитию Северного морского пути («Росатом»— инфраструктурный оператор этого маршрута) предусматривают дальнейшее расширение портовых и терминальных мощностей. «Калининград имеет для достижения этих целей важное стратегическое значение, а наши текущие компетенции и набор логистических активов наилучшим образом помогут их решить. Кроме того, нам самим очень важно обеспечить логистику в Калининграде в связи с реализацией одного из крупнейших инвестиционных проектов в регионе— строительством гигафабрики по производству литийионных батарей для электротранспорта»,— отметили в госкорпорации. «Росатом» строит в Калининградской области, в Немане, на площадке под Балтийской АЭС завод литийионных батарей мощностью 50 тыс. батарей для электромобилей (4 ГВт·ч) в год. Объем инвестиций оценивался не менее чем в 26 млрд руб. Предприятие должно начать работу в 2025 году, а на полную мощность выйдет в 2027-м.
В Росимуществе на запрос РБК на момент публикации не ответили.
Как «Росатом» развивает логистику
«Росатом» в последние годы наращивает портфель логистических активов. В конце 2023-го по указу президента Владимира Путина в уставный капитал госкорпорации было передано 92,4% принадлежавших государству акций логистического гиганта FESCO. По итогам 2024 года выручка FESCO увеличилась на 8%, до 185 млрд руб., чистый долг сократился на 2%, до 24,3 млрд руб., говорится в отчете об операционных и финансовых результатах по итогам года. При этом чистая прибыль группы снизилась по сравнению с 2023 годом на 33%, до 25,4 млрд руб.
Еще один логистический актив «Росатома»— ООО «Международная контейнерная логистика» (МКЛ), совместное предприятие с DP World из Объединенных Арабских Эмиратов. В МКЛ госкорпорация через «Атомэнергопром» и его дочернее ООО «Росатом Логистика» владеет 51%.
В сентябре 2024 года стало известно, что «Росатом» консолидирует все свои активы в логистике, включая проекты с группой «Дело» (совместное предприятие с Сергеем Шишкаревым), DP World и пр., в единый логистический дивизион. Его (а также FESCO напрямую) возглавил Петр Иванов, в прошлом замглавы Федеральной антимонопольной службы.
Как порт перешел под контроль государства
КМТП до 2023 года контролировался группой физических и юридических лиц, ключевые среди них— депутат Государственной думы от Калининграда Андрей Колесник и бенефициар «Совфрахта» Дмитрий Пурим. В марте 2023-го Арбитражный суд Калининградской области по иску Генпрокуратуры наложил арест на 46,5% акций КМТП, которые контролировали Пурим и шотландская компания Orneto Partners LP (контролировалась сыном Пурима Кириллом). Впоследствии акции были изъяты в пользу государства по решению суда. В июле тогоже года суд принял решение о национализации еще 51,75% акций КМТП, которые на тот момент принадлежали депутату Колеснику и членам его семьи. Структуры Пурима пытались оспорить это решение вплоть до Верховного суда, но безрезультатно.
КМТП— универсальный морской терминал, обрабатывает контейнеры, черные и цветные металлы, лес, зерно, навалочные грузы. По данным отчетности компании за 2024 год, общий объем грузооборота порта составил 1718,9 тыс. т. Из них экспортных грузов— 311,5 тыс. т, импортных грузов— 89,5 тыс. т, каботажных грузов— 1317,9 тыс. т. Выгружено 2857 вагонов, погружено 29 вагонов, обработано 596 судов. Чистая прибыль составила 122,8 млн руб., выручка— 1,6 млрд руб.
Партнер VERBA LEGAL Дмитрий Мальбин говорит, что вступившее в законную силу решение суда означает окончательность и бесповоротность его выводов. «Без отмены судебного решения об изъятии акций КМТП в собственность государства у бывших бенефициаров терминала нет возможности оспорить право собственности FESCO на приобретенный актив. Решение суда уже было ими обжаловано, но безуспешно, оно осталось неизменным»,— пояснилон. Мальбинтакже добавил, что продажа имущества, перешедшего под контроль государства по решению суда, встречается довольно часто, поэтому продажу КМТП в пользу FESCO нельзя считать экстраординарным случаем.
Денис Мухаметгалиев, старший юрист «Рустам Курмаев и партнеры», говорит, что оспаривание права собственности FESCO в случае выкупа группой КМТП практически исключено. «Для признания сделки недействительной прежним бенефициарам потребуется оспорить законность национализации, инициированной Генеральной прокуратурой. Теоретически в будущем могут возникнуть новые или вновь открывшиеся обстоятельства, возможнонеучтенные судом, однако представить подобный случай на фоне волны исков Генпрокуратуры крайне сложно»,— констатирует он.
У FESCO уже есть терминалы в регионе. В начале июнягруппа сообщила о приобретении компании АО «Сити Групп», арендатора терминала Калининградский морской рыбный порт (КМРП), расположенного рядом с КМТП. «Сити Групп» владеет компанией — оператором этого терминала ООО «УК «Портовая инфраструктура», а также арендует недвижимость КМРП до 2070 года. КМРП специализируется на перевалке генеральных, навалочных, наливных и пищевых грузов. Его мощность— 2,2 млн тв год, мощность наливного терминала— 420 тыс. т, общая площадь территории— 34,1 га.
«Вхождение КМРП в состав FESCO— первый шаг для качественного усиления наших логистических и портовых возможностей в Калининградской области. У FESCO богатый и успешный опыт управления крупнейшим универсальным терминалом на Дальнем Востоке— ВМТП. Однако главная наша задача заключается в том, чтобы вместе с госкорпорацией «Росатом», частью которой является FESCO, в целом сфокусироваться на развитии Калининградского транспортного узла и обеспечении логистической доступности самого западного региона России»,— приводила пресс-служба FESCO слова ее руководителя Петра Иванова.
Собеседник РБК в логистической отрасли говорит, что КМТП и КМРП схожи по своему функционалу и номенклатуре грузов, поэтому существовал риск, что они сталибы конкурировать между собой через демпинг, что негативно сказалосьбы на результатах обеих компаний. «FESCO в предыдущие годы активно «переворачивалась» в терминале Балтийска,самом крупном в регионе. На данный момент неясно, перестанет группа работать с этим портом или распределит грузовые потоки»,— отмечает источник.
Дмитрий Венгерский, адвокат бюро «Астериск», отмечает, что названная источником РБК цена сделки по покупке КМТП у Росимущества (2,7–2,8 млрд руб.) вдвое превышает балансовую стоимость чистых активов порта, что типично для стратегических активов. При этом она соответствует «разумным» значениям мультипликаторов отрасли. То есть актив продается с премией, которая может обосновываться его уникальностью, связанной с геополитическим положением Калининграда, ожидаемым ростом выручки и прибыли, возможностью синергии для FESCO при интеграции терминала в логистическую сеть группы.
Читайте РБК в Telegram.