Перевозчики зафиксировали увеличение времени проверок фур на казахстанской границе вследствие усиления правил досмотра и дефицита инфраструктуры на погранпереходах
Время пересечения фурами пунктов пропуска между Россией и Казахстаном в середине июня увеличилось до трех суток, сообщили РБК участники рынка. 99% грузов, следующих в Россию, теперь досматривают на пунктах пропуска, из-за чего эта процедура, обычно занимающая примерно десять минут, растягивается на 72 часа при перевозке сборных отправлений (когда в одном составе следуют грузы разных компаний). Так таможня Казахстана отслеживает соблюдение требований к обязательному оформлению сопроводительных накладных на товары и ограничения на перевозку отдельных товарных групп без специальных разрешений— справок от Министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР), описывает ситуацию директор ПЭК: GLOBAL Сергей Денисов.
Увеличение времени проведения досмотров также связано с дефицитом инфраструктуры на погранпереходах и сбоями в работе электронных очередей. В результате сроки доставки на направлении в январе—апреле выросли на 32% (например, среднее время перевозки из Алма-Аты в Москву возросло до 11–14 дней), а стоимость— до 25% из-за дополнительных затрат на хранение и обработку. Компании сталкиваются с убытками из-за простоя транспорта и необходимости срочного оформления дополнительных документов, говорят в «Скиф-Карго».
Аналогичная ситуация на казахстанской границе наблюдалась год назад— тогда таможня задерживала российские фуры с грузами из ЕС. Казахстан рассматривал возможность обложить налогами ввоз таких товаров. За несколько дней в июле таможенники задержали около 20 автопоездов.
Сейчас заторы фиксируются на пунктах пропуска Петухово— Жана Жол, Бугристое— Кайрак и Веселоярск— Ауыл, отмечает Михаил Коптев, коммерческий директор «Скиф-Карго». По данным ПЭК, на погранпереходе Бугристое— Кайрак регулярно возникают сбои в работе электронной очереди с казахстанской стороны: система теряет или искажает данные при их обработке и передаче. В результате, например, компания, которая за неделю забронировала место в электронной очереди, может оказаться в конце списка. А в некоторых случаях это и вовсе не отображается, что вынуждает перевозчиков повторно проходить процедуру регистрации, поясняют в компании.
Пропускную способность, недостаточность которой выступает немаловажным фактором простоев, ограничивает дефицит необходимого количества полос и подъездных путей. Помимо сборных грузовтаможенники особо тщательно проверяют продукты питания, медицинские препараты и товары, требующие специальных разрешений или сертификации, — это промышленные грузы, техника и химическая продукция. «Возможно, ужесточившиеся досмотры связаны с усилением экспортного контроля и необходимостью соблюдения новых нормативных требований»,— полагает Коптев и отмечает, что ранее надзор был «выборочным» из-за небольшого объема перевозок и «менее строгих регуляций».
В целом изменения в «интенсивности контроля» оценить перевозчикам затруднительно— категории досмотра и применяемые методы контроля определяет таможенная служба Казахстана, добавляет Вадим Филатов, президент ассоциации «АвтоГрузЭкс».
РБК направил запрос в Таможенный комитет Казахстана.
Требования к обязательному оформлению сопроводительных накладных были усилены таможней Казахстана в начале года в связи с изменениями в законодательстве и ужесточением контроля за качеством и легальностью перевозимых товаров, а также спротиводействием контрабанде и фальсификациям, поясняет Коптев. Необходимость этих меробъясняется стремлением повысить прозрачностьтоварооборота и защитить внутренний рынок. Сейчас экспортный контроль проходят все грузы, которые следуют через территорию Казахстана, —и для юридических, и дляфизических лиц.
«Кроме того, разработан перечень товарных групп, для экспорта которых требуются специальные разрешения от МИИР или комитета государственных доходов Минфина Казахастана,так называемые справки МИИР,— рассказывает Филатов.— За полтора года этот список увеличился на 25%, до 145 кодов».
День простоя обходится перевозчикам в среднем в 20–25 тыс. руб. в зависимости от типа транспорта и груза, в «АвтоГрузЭкс» такие потери называют значительными. «Дополнительные расходы возникают из-за штрафов за просрочку доставки, особенно при работе с ретейлерами, где такие компенсации часто прописаны в договорах. Эти факторы в совокупности снижают рентабельность перевозок и создают дополнительную нагрузку на транспортные компании»,— заключает Филатов.
По оценке ПЭК и сообщества Центрально-Азиатского транспортно-логистического партнерства, решить проблему помогут ускоренная модернизация погранпереходов, синхронизация данных таможенных служб и информации в электронной очереди, а также запуск системы единого окна(этот механизм позволяет участникам торговых и транспортных операций предоставлять информацию и документы через единую точку входа для выполнения всех требований, которые связаны с импортом, экспортом и транзитом) для обмена данными с госорганами.
«Ускорить пересечение границы позволят автоматизация весового контроля и запуск инспекционно-досмотровых комплексов на всех пунктах пропуска между Россией и Казахстаном»,— считает председатель Центрально-Азиатского транспортно-логистического партнерства Лариса Кислякова. По ее оценкам, эта мера поможет сократить логистические издержки до 30%.
Дополнительно необходимо синхронизировать данные таможенных служб России и Казахстана с системами электронных очередей для усиления контроля за соблюдением очередности и снизить число сбоев. Упростить обмен документами между компаниями и государственными органами поможет их перевод в электронную форму, подчеркнула Кислякова. Особенно актуально это решение для экспорта сельхозпродукции, где сроки доставки имеют «критическое значение». Среди конкретных мер— создание зеленого коридорадля скоропортящихся грузов и передача полномочий одному уполномоченному органу на КПП, предлагает она.
Читайте РБК в Telegram.