Незамысловатая и динамичная картина «Настоящий гений» прославляет студенческую пору в духе всеобщего научного оптимизма 80-х годов.
В середине восьмидесятых в жанре молодежной комедии произошла подлинная революция: примитивные сюжеты о подростках с повышенным либидо уступили место вдумчивым и местами мудрым фильмам, сохраняющим в своей основе дух задора и веселой беззаботности юности. У этой революции есть свой автор – Джон Хьюз, режиссер и/или сценарист таких картин, как «Шестнадцать свечей», «Феррис Бьюллер берет выходной» и трилогии «Один дома». Его «Клуб “Завтрак”», коренным образом изменивший жанр, вышел в тот же год, что и «Настоящий гений», и вполне возможно, что история о студентах-физиках, создающих сверхмощный лазер по заказу правительства, вдохновлялась новыми веяниями в искусстве.
Если общий настрой произведений Хьюза и работы режиссера Марты Кулидж совпадает, то локации и центральный конфликт, напротив, отличаются. Вместо школьников, озабоченных проблемами взросления, перед зрителем предстает кампус студентов-технарей, которые хранят в кухонном холодильнике твердый азот (обычно он все-таки жидкий), экспериментируют друг на друге и на собственности колледжа, и ведут разгульную жизнь, совмещая все это с работой в лабораториях. Автор, пользуясь инсайдами жизни физиков в Москве, должен предупредить, что показанное на экране – большое преувеличение, однако бесшабашность, свойственная многим представителям именно этого факультета, передана верно.
Таковы и главные герои-погодки, одного из которых играет молодой Вэл Килмер. Его персонаж смотрится настолько убедительно и на своем месте, что забываешь о том, что это роль, а не человек. Вообще весь сеттинг (локация и контекст) воспроизведен чрезвычайно натурально, будто так все и есть. Эту глубину проработки отмечали и критики, ругавшие простоту сюжета, но не имевшие вопросов к реалистичности. Как уже было сказано, студентам предстоит создать лазер небывалой мощности, в сущности, совершить прорыв в своей области, что доступно только гениям – отсюда и название фильма. Однако в процессе они сталкиваются с трудностями, техническими и личными, а также открывают неудобную правду о своем изобретении. Сразу оговоримся, что многие (если не все) персонажи ленты выведены карикатурно, поэтому воспринимать их слишком серьезно трудно. Это отчасти касается и протагонистов, поэтому драматическое напряжение сюжета достаточно слабо – в отличие от динамики событий, которые ближе к концу превращают «Настоящего гения» в увлекательный аттракцион.
Отличительная особенность фильма — саундтрек. Это не простое музыкальное сопровождение (а то и эмбиент без выдумки), но подборка хитов эпохи, которые максимально отвечают настроению ленты и даже созвучны по смыслу сценам, в которые они включены. Такой саундтрек — настоящая находка, и вряд ли после просмотра вы сможете вспомнить много картин, которые могли бы похвастаться таким удачным сочетанием визуального и звукового рядов.
Наконец, отметим и всеобщее воодушевление, царящее в студенческой среде. До пессимистического взгляда «Секретных материалов» оставалось десять лет, и картина буквально пропитана восхищением от головокружительных научных открытий, духом изобретательства и неустанной творческой энергией. Эта нотка как нельзя более кстати подходит молодежной комедии, которая в противовес любовным приключениям школьников рассказывает о становлении личности и самореализации, пусть и в легкой, игровой манере.
P.S. Для продвижения «Настоящего гения» была проведена первая пресс-конференция с использованием компьютеров! Режиссер и продюсер фильма отвечали на вопросы с помощью электронных устройств – как видите, оптимизм был присущ не только героям картины, но и их создателям (и, пожалуй, всей эпохе).
Автор: Алексей Федоренко