Объединенная авиастроительная корпорация ведет с Минобороны работу по приведению цен в госконтрактах к «реальным». Это должно позволить снизить число убыточных соглашений для компании.
Вадим Бадеха
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в госкорпорацию Ростех) ведет с Минобороны работу по повышению цен на авиационную технику для снижения числа убыточных контрактов. Об этом в интервью РБК рассказал гендиректор корпорации Вадим Бадеха.
«Мы проводим при поддержке «Ростеха» и Минпромторга большую работу с Минобороны по приведению цен к реальным. То есть мы стараемся сделать так, чтобы к концу года количество убыточных контрактов у нас близилось к нулю или было минимальным»,— сказал он. В модельном ряду ОАК в категории «военная авиация»— СУ-57, СУ-75, СУ-35 и т.д., в категории «стратегическая и специальная авиация»— ТУ-130, ТУ-95МС и прочие.
По словам топ-менеджера, гособоронзаказ составляет больше половины выручки ОАК (в 2024-ом убыток корпорации составил 14,2 млрд руб., выручка— 198 млрд руб.). «Все, включая Минобороны, понимают, что он не должен быть убыточным. При этом мы тоже понимаем, что министерство должно экономить, в том числе за счет снижения цены на продукцию,— рассуждает собеседник РБК.— Задача— найти золотую середину. Чтобы была прибыль, которая пойдет в случае необходимости, например, на расширение производства».
Как объясняет Бадеха, «в основу ГОЗа заложена система, когда ты должен доказать свою себестоимость и только то, что ты доказал, у тебя принимается»: «То есть не коммерческие механизмы и инвестиционный потенциал, а формирование себестоимости и ее проверка. Но что дальше? Заложенная цена не всегда успевает за той, что складывается по факту. И мы все сегодня это увидели: например, очень сильно, выше уровня нормативов, выросли в цене многие материалы».
Сложность работы с гособоронзаказом в прошлом году отмечал и глава «Ростеха» Сергей Чемезов: средняя рентабельность предприятий по работе с такими соглашениями составляла на тот момент всего 2,28%, тогда как должна составлять 5-10%. «С текущим показателем рентабельности трудно развиваться. Мы создаем новую современную технику, только если Министерство обороны нам выделяет на ОКР или НИОКР прямое финансирование. Без этого многие предприятия находятся в состоянии «лишьбы выжить»,— говорил он.
Вадим Бадеха отмечает, что ОАК сегодня реализует масштабную программу по повышению эффективности, которая состоит из повышения рентабельности (за счет увеличения цены контрактов.— РБК) и сокращения издержек.
«Раньше мы за свой счет дофинансировали затраты, которые превышали объемы финансирования, базово заложенные в проекты. Теперь жестко ставим задачу укладываться в лимиты, которые выделены»,— отметил топ-менеджер.
С 2020 года ОАК ежегодно генерировала убытки в размере не менее 30 млрд руб. Руководитель ОАК объяснил улучшение финансовых результатов в 2024-ом увеличением экспортных отгрузок. Закончить 2025 год корпорация планирует с результатом «около нуля», добавил он.
Читайте РБК в Telegram.