Генпрокурор Краснов раскритиковал «административные дебри» для предпринимателей Краснов призвал власти отойти от создания излишней контрольной нагрузки на предпринимателей. «На основе этого нафталина» бизнес зачастую сталкивается с ненужными никому, кроме самих контролеров, проверками, сказал он
Бизнес вынужден пробираться через «административные дебри» при надзорных проверках в сфере маркировки товаров и разрешительных процедур, заявил генпрокурор Игорь Краснов в ходе ПМЭФ.
«В результате наших правотворческих инициатив производство и оборот пищевой продукции освобождены от дублирования операций в таких государственных системах, как «Меркурия» и «Честный знак». Теперь предприниматели не тратят время, деньги на различные процедуры, которые можно было сократить»,— сказал Краснов.
Он также сообщил, что правительство приняло решение об интеграции систем маркировки с другими информационными базами, что должно «упростить ведение бизнеса» и усилить защиту потребителей от контрафактной продукции.
Краснов сказал, что поручил всем прокурорам «мониторить ситуацию и добиваться, чтобы данные механизмы работали бесперебойно на практике» по всей стране. «Мы будем непосредственно следить, мониторить и, если нужно, корректировать работу»,— заверил он.
Глава Генпрокуратуры также обратил внимание на важность прямого общения с предпринимателями. По его словам, создана широкая сеть каналов обратной связи, что только в прошлом году позволило разрешить более 11 тыс. обращений о чрезмерной регуляторной и административной нагрузке. «В каждом конкретном случае прокурорами обеспечивается принципиальный подход и дается надлежащая правовая оценка соблюдения всеми органами власти установленных для бизнеса гарантий»,— заверил он.
Краснов в качестве примера упомянул обращение производителя экзопротезов, которые в итоге были внесены в перечень импортозамещенных товаров. Также были созданы условия для льготного получения земли и расширения производства, сказал он.
Среди других примеров генпрокурор привел строительную отрасль, где «ежегодно пресекаются тысячи бюрократических препон». По его словам, прокуратура предложила правительству оптимизировать регулирование застройки и использовать возможности «одного окна» на портале госуслуг при согласовании подключения к сетям газо- и электроснабжения.
При наличии альтернативных механизмов контроля, таких как сертификация, технические аудиты, саморегулирование, специальные разрешения должны быть отменены, что поспособствует расширению возможностей средних и малых предприятий, считает глава ведомства. «Я также считаю необходимым продолжить работу по инвентаризации лицензирования: требования о получении лицензий, сертификатов, административных процедур
сегодня, по сути, стали тормозом для бизнес-инициатив нашей молодежи»,— добавил он.
Добросовестные предприниматели, не допускающие нарушения, должны освобождаться от «навязчивой опеки контролеров», но теория и практика «всегда друг от друга отстают и не всегда пребывают в гармонии друг с другом», поэтому исправлять ситуацию приходится «в ручном режиме», отметил Краснов. «На стадии формирования планов много недостатков мы фиксируем при категорировании подлежащих проверке бизнес-структур»,— пояснил он.
Например, глава Генпрокуратуры упомянул создание «излишней контрольной нагрузки» со стороны Россельхознадзора и Роспотребнадзора.
«Недавняя проверка в Россельхознадзоре показала, что после установления в 2021 году категорий риска более чем по сотне тысяч подконтрольных объектов впоследствии при наличии оснований они не пересматривались. Это «раздувало» план и создавало излишнюю контрольную нагрузку для фермеров и сельхозпредприятий»,— сказал прокурор.
Краснов добавил, что «на основе этого, прошу прощения, нафталина» бизнес зачастую сталкивается с ненужными никому, кроме самих контролеров, проверками.
В марте 2022 года премьер-министр Михаил Мишустин ввел мораторий на плановые проверки бизнеса до конца года. Они остались только в отношении «небольшого закрытого перечня объектов контроля», в рамках санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и пожарного контроля и надзора в области промышленной безопасности.
Через год плановые проверки бизнеса отменили до 2030 года, их будут проводить только на объектах высокого и чрезвычайно высокого риска.
В феврале прошлого года президент Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию предложил с 2025 года отказаться от мораториев на проверки бизнеса и перейти на риск-ориентированный подход.
Читайте РБК в Telegram.