Пятница, 14 марта, 2025
ДомойОбраз ЖизниАрхеология юмора: Зощенко, Жванецкий и советская культура

Археология юмора: Зощенко, Жванецкий и советская культура

Опубликовано

В Москве открылась выставка «Археология юмора», воссоздающая исторические эпохи, в которые работали оба сатирика. Кураторы Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля собрали личные вещи Михаила Зощенко и Михаила Жванецкого, письма читателей и артефакты прошедшего столетия, чтобы понять, над чем же смеялись прошлые поколения.

В любом начинании главным и определяющим моментом является идея. Она может быть внезапной, как прозрение, или тщательно обдуманной, как часовой механизм, оригинальной или вдохновляющейся другими источниками – но она всегда должна быть живой и плодотворной. Дом И.С. Остроухова за Новым Арбатом не впечатляет ни своими размерами, ни богатством интерьера, однако все это имеет второстепенное значение по сравнению с глубиной разработанности выставки «Археология юмора» и находками, которые сделали ее авторы в процессе составления экспозиции.

Тимур Хайруллин, куратор выставки:

«У нас была цель провести исследование советского юмора и понять, какие оттенки у этого смеха, смеха 20-х годов, 30-х; как этот смех меняется вместе с историей, как он устроен в позднесоветские и постсоветские времена».

Два зала нового пространства отведены соответственно под биографии Михаила Зощенко и его тезки Михаила Жванецкого – двух популярных сатириков, работавших в разных жанрах и в разное время, но, в сущности, с одними и теми же темами. Можно даже сказать, что более близкий к нам Жванецкий – это зеркальное отражение Зощенко, вошедшего в бурлящий поток советской жизни прямиком из привилегированного слоя Российской империи, в то время как одессит шагнул из социалистического строя в неспокойные 90-ые. Параллели в жизни обоих писателей как будто неслучайны, как и то, что в 2024 году они отмечают юбилеи, – созвучия в судьбах людей, пристально вглядывавшихся в свое время, приводят нас к центральному замыслу авторов выставки – археологии юмора.

Пожалуй, наиболее ярким выражением этого принципа стал интерактивный экспонат, предлагающий разложить рассказ «Аристократка» Зощенко по языковым слоям. Хотя он может быть неудобен с некоторых углов наблюдения, все же его посыл вполне ясен и иллюстративен.

Читать также:
Легенда №17: телезвезда и кондитер Марина Синицкая отметила день рождения

Марина Краснова, куратор выставки:

«Мы представили один из самых популярных рассказов Зощенко «Аристократка» в таких археологических слоях. Здесь виден весь текст, но можно, например, посмотреть отдельно на язык «улиц». В контексте общего рассказа мы эти выражения иногда не замечаем, но когда открываем их, то видим совершенно другую картину. То же самое с историческим контекстом эпохи».

Возвращаясь к пространственным решениям, стоит отметить, как грамотно организаторы распорядились имеющимися ресурсами. Так, окончание биографии Зощенко находится в узком затемненном коридоре, который символизирует конец смеха как такового. Он же помогает визуально увеличить количество помещений, которых здесь на самом деле не так уж и много. Второй зал композиционно напоминает коммунальную кухню, где люди как раз обсуждали волнующие темы, которые затем обретали голос в рассказах и сценариях Жванецкого. Створки дверей также расширяют помещение, разделяя экспонаты по темам.

В экспозиции представлены подлинные вещи Зощенко и Жванецкого; здесь же можно прочесть их собственноручные заметки, письма читателей и выпуски журналов и брошюр, к созданию которых причастны творцы. Особое внимание во время экскурсии уделяют выпуску журнала «Крокодил» за 1994 год, в котором редакция вспоминает, как видели будущее их предшественники 70 лет назад. Тогда писатели, включая Зощенко, дали волю фантазии, описав, каким будет советское общество в далеком для них 1994 году. Как мы знаем теперь, Советский Союз распался, а космос все еще не стал привычной для путешествий средой, но – и это, к сожалению, неудивительно, — пороки, высмеиваемые в 1924, 1994 и 2024 году никуда не делись. С другой стороны, пока мы смеемся над ними, все не так уж и плохо – вероятно, в этом и состоит секрет бессмертия Зощенко и Жванецкого.

Автор: Алексей Федоренко

Фото: Екатерина Жарова

Археология юмора: Зощенко, Жванецкий и советская культура

Археология юмора: Зощенко, Жванецкий и советская культура

Археология юмора: Зощенко, Жванецкий и советская культура

Новое на сайте

Рузанна Мирзабекян: я — амбассадор сцены!

В ораторском искусстве есть такое понятие «говорить и разговаривать». Где...

Где в России находятся запасы редкоземельных металлов. Карта

Составлена карта российских запасов редкоземельных металлов ...

Сердюков дарит подделки, а старшая дочь поет в «Голос. Дети»: Бородина в гневе от фейковых новостей

8 марта Ксения Бородина отметила 42-летие во Франции, где феерично отдохнула с избранником и...

Bloomberg узнал о просьбе Турции к США из-за санкций против Газпромбанка

Министр финансов Турции планирует созвониться с американским коллегой, чтобы обсудить исключение из санкций США...

Еще похожие статьи

Потерявший в трагедии над Синаем жену и детей Винник о новой семье: «Без меня я их никуда не отпущу лететь, никогда»

В этом году исполняется 10 лет со дня авиакатастрофы над Синайским полуостровом, когда погибли...

Глава Volkswagen не исключил, что компания начнет производить оружие

Глава Volkswagen Оливер Блюме не исключил начало производства оружия ...

Саша Митрошина назвала имя человека, из-за которого ей грозит 10 лет тюрьмы — и это продюсер

Еще недавно Саша Митрошина могла похвастаться большими достижениями в сфере инфобизнеса. Однако на днях...