В Москве открылась выставка «Археология юмора», воссоздающая исторические эпохи, в которые работали оба сатирика. Кураторы Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля собрали личные вещи Михаила Зощенко и Михаила Жванецкого, письма читателей и артефакты прошедшего столетия, чтобы понять, над чем же смеялись прошлые поколения.
В любом начинании главным и определяющим моментом является идея. Она может быть внезапной, как прозрение, или тщательно обдуманной, как часовой механизм, оригинальной или вдохновляющейся другими источниками – но она всегда должна быть живой и плодотворной. Дом И.С. Остроухова за Новым Арбатом не впечатляет ни своими размерами, ни богатством интерьера, однако все это имеет второстепенное значение по сравнению с глубиной разработанности выставки «Археология юмора» и находками, которые сделали ее авторы в процессе составления экспозиции.
Тимур Хайруллин, куратор выставки:
«У нас была цель провести исследование советского юмора и понять, какие оттенки у этого смеха, смеха 20-х годов, 30-х; как этот смех меняется вместе с историей, как он устроен в позднесоветские и постсоветские времена».
Два зала нового пространства отведены соответственно под биографии Михаила Зощенко и его тезки Михаила Жванецкого – двух популярных сатириков, работавших в разных жанрах и в разное время, но, в сущности, с одними и теми же темами. Можно даже сказать, что более близкий к нам Жванецкий – это зеркальное отражение Зощенко, вошедшего в бурлящий поток советской жизни прямиком из привилегированного слоя Российской империи, в то время как одессит шагнул из социалистического строя в неспокойные 90-ые. Параллели в жизни обоих писателей как будто неслучайны, как и то, что в 2024 году они отмечают юбилеи, – созвучия в судьбах людей, пристально вглядывавшихся в свое время, приводят нас к центральному замыслу авторов выставки – археологии юмора.
Пожалуй, наиболее ярким выражением этого принципа стал интерактивный экспонат, предлагающий разложить рассказ «Аристократка» Зощенко по языковым слоям. Хотя он может быть неудобен с некоторых углов наблюдения, все же его посыл вполне ясен и иллюстративен.
Марина Краснова, куратор выставки:
«Мы представили один из самых популярных рассказов Зощенко «Аристократка» в таких археологических слоях. Здесь виден весь текст, но можно, например, посмотреть отдельно на язык «улиц». В контексте общего рассказа мы эти выражения иногда не замечаем, но когда открываем их, то видим совершенно другую картину. То же самое с историческим контекстом эпохи».
Возвращаясь к пространственным решениям, стоит отметить, как грамотно организаторы распорядились имеющимися ресурсами. Так, окончание биографии Зощенко находится в узком затемненном коридоре, который символизирует конец смеха как такового. Он же помогает визуально увеличить количество помещений, которых здесь на самом деле не так уж и много. Второй зал композиционно напоминает коммунальную кухню, где люди как раз обсуждали волнующие темы, которые затем обретали голос в рассказах и сценариях Жванецкого. Створки дверей также расширяют помещение, разделяя экспонаты по темам.
В экспозиции представлены подлинные вещи Зощенко и Жванецкого; здесь же можно прочесть их собственноручные заметки, письма читателей и выпуски журналов и брошюр, к созданию которых причастны творцы. Особое внимание во время экскурсии уделяют выпуску журнала «Крокодил» за 1994 год, в котором редакция вспоминает, как видели будущее их предшественники 70 лет назад. Тогда писатели, включая Зощенко, дали волю фантазии, описав, каким будет советское общество в далеком для них 1994 году. Как мы знаем теперь, Советский Союз распался, а космос все еще не стал привычной для путешествий средой, но – и это, к сожалению, неудивительно, — пороки, высмеиваемые в 1924, 1994 и 2024 году никуда не делись. С другой стороны, пока мы смеемся над ними, все не так уж и плохо – вероятно, в этом и состоит секрет бессмертия Зощенко и Жванецкого.
Автор: Алексей Федоренко
Фото: Екатерина Жарова