Воскресенье, 11 мая, 2025
ДомойОбраз ЖизниАрхеология юмора: Зощенко, Жванецкий и советская культура

Археология юмора: Зощенко, Жванецкий и советская культура

Опубликовано

В Москве открылась выставка «Археология юмора», воссоздающая исторические эпохи, в которые работали оба сатирика. Кураторы Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля собрали личные вещи Михаила Зощенко и Михаила Жванецкого, письма читателей и артефакты прошедшего столетия, чтобы понять, над чем же смеялись прошлые поколения.

В любом начинании главным и определяющим моментом является идея. Она может быть внезапной, как прозрение, или тщательно обдуманной, как часовой механизм, оригинальной или вдохновляющейся другими источниками – но она всегда должна быть живой и плодотворной. Дом И.С. Остроухова за Новым Арбатом не впечатляет ни своими размерами, ни богатством интерьера, однако все это имеет второстепенное значение по сравнению с глубиной разработанности выставки «Археология юмора» и находками, которые сделали ее авторы в процессе составления экспозиции.

Тимур Хайруллин, куратор выставки:

«У нас была цель провести исследование советского юмора и понять, какие оттенки у этого смеха, смеха 20-х годов, 30-х; как этот смех меняется вместе с историей, как он устроен в позднесоветские и постсоветские времена».

Два зала нового пространства отведены соответственно под биографии Михаила Зощенко и его тезки Михаила Жванецкого – двух популярных сатириков, работавших в разных жанрах и в разное время, но, в сущности, с одними и теми же темами. Можно даже сказать, что более близкий к нам Жванецкий – это зеркальное отражение Зощенко, вошедшего в бурлящий поток советской жизни прямиком из привилегированного слоя Российской империи, в то время как одессит шагнул из социалистического строя в неспокойные 90-ые. Параллели в жизни обоих писателей как будто неслучайны, как и то, что в 2024 году они отмечают юбилеи, – созвучия в судьбах людей, пристально вглядывавшихся в свое время, приводят нас к центральному замыслу авторов выставки – археологии юмора.

Пожалуй, наиболее ярким выражением этого принципа стал интерактивный экспонат, предлагающий разложить рассказ «Аристократка» Зощенко по языковым слоям. Хотя он может быть неудобен с некоторых углов наблюдения, все же его посыл вполне ясен и иллюстративен.

Читать также:
ВЫСТАВКА «ФОРМУЛА РУКОДЕЛИЯ МОСКВА. ВЕСНА 2025»

Марина Краснова, куратор выставки:

«Мы представили один из самых популярных рассказов Зощенко «Аристократка» в таких археологических слоях. Здесь виден весь текст, но можно, например, посмотреть отдельно на язык «улиц». В контексте общего рассказа мы эти выражения иногда не замечаем, но когда открываем их, то видим совершенно другую картину. То же самое с историческим контекстом эпохи».

Возвращаясь к пространственным решениям, стоит отметить, как грамотно организаторы распорядились имеющимися ресурсами. Так, окончание биографии Зощенко находится в узком затемненном коридоре, который символизирует конец смеха как такового. Он же помогает визуально увеличить количество помещений, которых здесь на самом деле не так уж и много. Второй зал композиционно напоминает коммунальную кухню, где люди как раз обсуждали волнующие темы, которые затем обретали голос в рассказах и сценариях Жванецкого. Створки дверей также расширяют помещение, разделяя экспонаты по темам.

В экспозиции представлены подлинные вещи Зощенко и Жванецкого; здесь же можно прочесть их собственноручные заметки, письма читателей и выпуски журналов и брошюр, к созданию которых причастны творцы. Особое внимание во время экскурсии уделяют выпуску журнала «Крокодил» за 1994 год, в котором редакция вспоминает, как видели будущее их предшественники 70 лет назад. Тогда писатели, включая Зощенко, дали волю фантазии, описав, каким будет советское общество в далеком для них 1994 году. Как мы знаем теперь, Советский Союз распался, а космос все еще не стал привычной для путешествий средой, но – и это, к сожалению, неудивительно, — пороки, высмеиваемые в 1924, 1994 и 2024 году никуда не делись. С другой стороны, пока мы смеемся над ними, все не так уж и плохо – вероятно, в этом и состоит секрет бессмертия Зощенко и Жванецкого.

Автор: Алексей Федоренко

Фото: Екатерина Жарова

Археология юмора: Зощенко, Жванецкий и советская культура

Археология юмора: Зощенко, Жванецкий и советская культура

Археология юмора: Зощенко, Жванецкий и советская культура

Новое на сайте

Самоубийство отца, запой: Влад Листьев вынес тяжелые испытания и погиб от рук киллера

39-летнего журналиста застрелили в подъезде собственного дома. С момента преступления прошло много лет, но...

Тест ко Дню Победы: проверь, все ли ты знаешь о Великой Отечественной войне

9 мая — не просто дата в календаре. Это день, который звучит в каждом сердце...

Американская компания обсудила покупку доли в «Турецком потоке»

WSJ: Elliott обсудила покупку доли в газопроводе «Турецкий поток» ...

Сергей Соседов не верит в популярность Кадышевой среди подростков: «Кто-то решил сделать вброс»

Надежда Кадышева сейчас переживает новую волну популярности. Творчество певицы пришлось по душе даже представителям...

Еще похожие статьи

Вологодский губернатор предложил «Северстали» «зарыть топор войны»

Глава Вологодской области Георгий Филимонов предложил «Северстали» Мордашова вернуться к конструктивному диалогу. Он заявил,...

Nord Stream 2 и его кредиторы заключили мировое соглашение

Суд в Швейцарии утвердил мировое соглашение между Nord Stream 2 и кредиторами ...

Дмитриев заявил о начале возвращения западного бизнеса в Россию

Кирилл Дмитриев: западный бизнес начал возвращаться на российский рынок ...