Четверг, 26 июня, 2025
ДомойБизнесРазработчик электромобиля «Атом» сравнил его с гаджетом

Разработчик электромобиля «Атом» сравнил его с гаджетом

Опубликовано

По словам гендиректора компании «Кама», разрабатывающей «Атом», электромобиль выйдет в массовый сегмент, хотя характеристики у него «близкие к премиальным». При этом машина будет скорее похожа на «гаджет»

До конца 2025 года на российских дорогах должен появиться первый разработанный с нуля в стране электромобиль— «Атом». Машина будет больше похожа на «гаджет», чем на привычный автомобиль, рассказал РБК гендиректор компании «Кама» Игорь Поваразднюк в рамках Петербургского международного экономического форума. В компании сообщили, что его стоимость будет «заметно ниже большинства электромобилей», представленных на рынке сегодня, — но финальную цену раскрывать пока не стали.

По словам Поваразднюка, по ощущениям от использования «Атом» ближе к гаджету, чем к классическому автомобилю. При этом его характеристики сопоставимы с премиальными, а ценовой сегмент будет ориентирован на массовый рынок.

«Думаю, наше преимущество— в найденном балансе: современные автомобильные и IT-решения, упакованныев лаконичный и удобный гаджет»,— отметил он.

Ранее глава КАМАЗа Сергей Когогин в разговоре с РБК поделился, что проект «Атома» стал ответом на нежелание молодежи покупать автомобили. По его словам, молодые люди стали по-новому относиться к концепции владения автомобилем: они больше не хотят покупать машины, им удобнее пользоваться авто «по потребности», поэтому им нужен «удобный и быстрый сервис».

О стоимости «Атома»

Говорить о финальной цене «Атома» преждевременно из-за высокой волатильности российского авторынка, говорят в «Каме». «В последние три года цены колеблются на десятки процентов, поэтому лучше говорить о конкурентном позиционировании, а не об абсолютной величине цены»,— пояснил Поваразднюк.

Он привел статистику за 2024 год: средневзвешенная цена бензиновых автомобилей в России составила около 2,7 млн руб., электромобилей— 5,7 млн руб., гибридов— почти 7 млн руб. «Наша задача— предоставить клиентам один из лучших по потребительским свойствам электромобиль, при этом существенно отстроившись по цене от действующих электрических и гибридных автомобилей, какойбы она ни была на момент запуска»,— уточнил он.

В компании подсчитали потенциальную экономию при владении электромобилем: при интенсивной эксплуатации разница в расходах на топливо, техническое обслуживание, ремонт, парковку и налоги может превысить 2 млн руб. за три—пять лет по сравнению с бензиновыми машинами.

По итогам 2023–2024 годов на «Атом» было собрано более 100 тыс. предзаказов. Сейчас компания распределяет их по годам и месяцам— с учетом планов по постепенному наращиванию производства. Первые 30 автомобилей собраны в условиях завода, до конца 2025 года планируется несколько тестовых партий— для отладки процессов, сертификации и пробной эксплуатации. Одновременно «Кама» готовится к запуску конвейера. В компании считают возможным, что в течение пяти лет электромобили в России станут массовыми, а общий объем рынка может достичь 350 тыс. автомобилей в год.

Какие льготы доступны владельцам электромобилей

На собираемые в России электромобили полагается государственная субсидия— до 35% от стоимости, но не более 925 тыс. руб., сумму получает конечный приобретатель автомобиля. Владельцы электромашин в России сегодня также освобождены от транспортного налога, имеют льготы при страховании ОСАГО, право на бесплатные парковки в ряде регионов, в Москве— на бесплатную зарядку. В январе правительство продлило право бесплатного проезда по платным федеральным трассам для электромобилей отечественной сборки до конца 2025 года— эксперимент стартовал в начале весны 2023 года.

Читать также:
Дом-книжку на Новом Арбате признали аварийным и реконструируют

Целевой аудиторией проекта в компании называют городских жителей, ориентированных на цифровые сервисы, бесконтактные покупки и доставку «в один клик». В «Каме» рассчитывают, что доступ к «Атому» будет максимально упрощен— с возможностью протестировать автомобиль по подписке или в каршеринге, собрать нужную конфигурацию и оформить доставку.

В сегменте b2b (бизнес для бизнеса) производитель нацелен на прямые продажи корпоративным клиентам. Такой подход, по словам Поваразднюка, упрощает внедрение электромобилей в автопарки.

Сколько электромобилей продают в России

По итогам 2024 года в России было продано рекордное количество новых электромобилей— показатель достиг 17,8 тыс. авто и превысил уровень 2023 года более чем на четверть (+26,4%). С начала 2025-го на рынке идет заметный спад: по итогам января—мая продано 3,4 тыс. новых электромобилей — на 63% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

Всего по состоянию на 2024 год в стране было зарегистрировано 59,6 тыс. электромобилей. Среднегодовой темп роста с 2015 по 2024 год составил 225%. В 2023 году на российском рынке было реализовано 14,4 тыс. электромобилей, в 2022-м— 3 тыс.

О конкуренции с китайцами

Китайские электромобильные бренды новой волны глава «Камы» называет «основным ориентиром» для «Атома». Скорость выпуска новых моделей и технологий, по его словам, основная сложность в конкуренции с ними во всем мире. «Поэтому технологически нам важно оставаться актуальными, а с точки зрения продукта— стремиться сделать лучше, чем они»,— говорит Поваразднюк.

В 2024 году, по его словам, бренду Zeekr удалось занять около 40% российского рынка электромобилей— несмотря на высокие цены и отсутствие официального сервиса. «Это показывает, что электромобиль, который нравится пользователям, может занимать очень существенную долю»,— убежден собеседник РБК.

Про IPO

Компания рассматривает возможность выхода на биржу. «Идея проведения IPO в проекте всегда существовала, поскольку это самый классический путь электромобильных стартапов в мире. Более активное рассмотрение данной возможности будет происходить после запуска производства— с учетом конъюнктуры рынка IPO»,— сообщил глава «Камы».

«Атом»— российский электромобиль, разработанный на первой отечественной платформе для электромобилей. Стартап был основан совладельцем и генеральным директором КАМАЗа Сергеем Когогиным и бизнесменом Рубеном Варданяном. Сообщалось об инвестициях в проект со стороны «Росатома» (6,2 млрд руб.), а также о вхождении в проект самого КАМАЗа. Всего в 2021–2023 годах проект собрал инвестиций на общую сумму 24 млрд руб.: 14 млрд руб.— средства частных инвесторов, еще 10 млрд руб.— заем Фонда развития промышленности. В 2024 году планировалось привлечь еще 31 млрд руб., в том числе от частных инвесторов— 10 млрд руб., через механизмы Фабрики проектного финансирования ВЭБ.РФ— 15 млрд руб.

Читайте РБК в Telegram.

Новое на сайте

Один бьюти-хак от визажиста Хейли Бибер, который доведет макияж до совершенства

Мы нашли еще один лайфхак от звездных визажистов, который легко повторить дома. Простая техника...

Бородина о том, почему Сердюков прижимался к эффектным гостьям на свадьбе, а ее не обнимал для фото

Свадьба Ксении Бородиной прошла два дня назад, а эмоции после праздника остались не только...

Мужчина, бросивший 2-летнего ребенка об пол в Шереметьево, протрезвел и признался, что был под воздействием наркотиков

31-летний гражданин Республики Беларусь совершил ужасающий поступок в аэропорту Шереметьево: он схватил чужого ребенка...

Wildberries ответила на предупреждение ФАС из-за счетов в своем банке

Wildberries изучит предупреждение ФАС из-за счетов продавцов в Вайлдберриз банке ...

Еще похожие статьи

Павел Прилучный возбуждает уголовное дело против Агаты Муцениеце за клевету

Сегодня в Головинском районном суде Москвы должны были решить, с кем останется жить 12-летний...

Wildberries ответила на предупреждение ФАС из-за счетов в своем банке

Wildberries изучит предупреждение ФАС из-за счетов продавцов в Вайлдберриз банке ...

Поиски Лехи, борьба за наследство и не только: что известно о втором сезоне сериала «Ландыши. Такая нежная любовь»

Сериал «Ландыши. Такая нежная любовь» стал настоящим кинематографическим феноменом новогодних каникул. Миллионы зрителей следили...