2025-й объявлен Культурным годом России и Китая. В честь этого события оркестр новой музыки Московской консерватории объединил лучшие музыкальные произведения обеих стран, показав богатство и глубину каждой из культур.
В этом году москвичи узнали о приходе китайского Нового года по украшениям и иллюминации, которые появились на улицах города. Бумажные фонарики и красные драконы встречают гуляющих по Камергерскому переулку и Бульварному кольцу, Манежной площади и ВДНХ. Праздник, пришедший на четыре недели позже привычного Нового года, отмечается в столице с небывалым размахом, и каждый причастный стремится внести свою лепту в культурный контакт между странами. Надо полагать, именно это подвигло Московский камерный оркестр новой музыки на концерт, который прошел в пятницу в столичной Консерватории имени Чайковского.
Перед организаторами стояла непростая и одновременно приятная задача – продемонстрировать лучшие образцы музыкальной культуры Китая и России (состав оркестра смешанный, при этом все участники – студенты Консерватории). Приятная она потому, что исполняются хорошо знакомые, можно сказать, родные произведения, непростая – потому, что необходимо объединить разные музыкальные традиции, не забывая при этом и о классической музыке. В результате зрители услышали программу из десяти композиций (не считая те, что игрались «на бис»): в начале прозвучали сочинения Генделя, Моцарта и Шуберта; их сменили Римский-Корсаков и Глазунов; а завершилась основная часть двумя песнями родом из Китая, одна из них народная.
Безусловно, исполнение арий, романсов и песен невозможно без вокалиста – эта ответственная роль досталась еще одной выпускнице Консерватории, солистке Мариинского театра Сюй Минхун (сопрано). Вместе с оркестром под управлением дирижера Чжан Сыцина она исполнила арии и романсы на четырех языках – в строгой академической манере, отточено и гармонично. Зрителям особенно запомнилась ария Виолетты из «Травиаты» Верди, которая изобилует моментами, требующими исключительного владения голосом. Помимо Сюй Минхун солировал виолончелист Тань Юйцзе, искусно переходивший от элегии к серенаде и от нее – к народной песне.
Кульминацией концерта стало исполнение песен «Течет ручей» и «Моя песня о любви», где артистический талант и выразительность солистки раскрылись в полной мере. Вероятно, это еще раз доказывает, что душа откликается на то, что ближе и роднее всего, оттого именно в этих двух номерах Сюй Минхун превзошла саму себя. В плавных переливах музыки и голоса можно было буквально увидеть восход солнца и шелест травы, дуновение ветерка и журчание воды. Особый характер исполнению придавал тот факт, что в зале присутствовало большое количество соотечественников вокалистки; после концерта они наградили музыкантов продолжительными овациями и осыпали цветами.
Признание публики служит лучшим показателем успеха, и уже по тому, как нехотя отпускали оркестр и солистов, можно судить об эффекте, который произвел концерт. Такой подарок на Новый год жителям и гостям столицы очень ценен, и остается пожелать, чтобы таких мероприятий было только больше.
Автор: Алексей Федоренко
Фото: Екатерина Жарова