Сеть товаров для дома и строительства «Лемана ПРО» нашла замену всему ассортименту, выпавшему с 2022 года из-за санкций и нехватки компонентов. Импортный коалин для сантехники удалось частично заменить белой глиной с Урала
Крупнейшая сеть магазинов товаров для строительства и обустройства дома «Лемана ПРО» (бывшая Leroy Merlin) смогла найти поставщиков для всех позиций, которые выпали в 2022 году из-за санкций, ухода брендов и нарушения логистики. Об этом рассказала в интервью РБК исполнительный директор компании Марина Фытова.
В 2022 году команда «Лемана ПРО», которая занималась поиском аналогов для выпавших категорий товаров, была «заряжена на 200%», вспоминает Фытова: «Каждый раз это была победа, как мы можем заместить тот или иной проект. Это был тот год, когда люди— не только наша команда, но и команды наших партнеров— показали максимальное вовлечение».
На тот момент около 70% товаров из ассортимента «Лемана ПРО» были российского производства, но, чтобы потребители не почувствовали резких изменений, компания в 2022 году выкупала стоки у тех брендов, которые уходили с российского рынка. Заменить пришлось около 22 тыс. товарных позиций, в том числе в тех случаях, когда локальный поставщик сильно зависел от импортных компонентов.
Замещать приходилось огромное количество компонентов, признает исполнительный директор «Лемана ПРО». «Плитка производится в России, но глина для нее— 100% импортная. Этоже касалось и сантехники— в какой-то момент у нас была проблема с фаянсом. Для этих целей нужна белая глина, красная не подходит. В моменте мы замещали белый фаянс цветным, чтобы не было перебоев для наших покупателей»,— вспоминает Фытова.
С нехваткой каолина— белой глины, которая используется для производства раковин, унитазов и другой сантехники, отечественные производители санфаянса столкнулись весной 2022 года. Тогда после начала специальной военной операции на Украине с поставками этого сырья возникли перебои— на фоне этого некоторые заводы даже вынуждены были приостанавливать работу, сообщал «Коммерсант». По данным Счетной палаты, которые приводило издание, в 2018–2020 годах до 90% потребности российских предприятий в каолине покрывались поставками с Украины— два из трех основных его месторождений в Европе находятся в Сумах и в Луганске. В России неразработанное месторождение каолина есть под Оренбургом и еще одно в Кыштыме (город в Челябинской области), но смена сырья ведет к изменению настроек оборудования и качества продукта, указывала газета.
Чтобы найти достойную замену компонентам, приходилось шаг за шагом перестраивать процессы, рассказывает Фытова. Белую глину, например, удалось частично найти на Урале, а частично заменить поставками из Турции. «Сейчас мы перестроили работу— плитка производится, керамогранит и белый фаянс тоже поставляются»,— говорит топ-менеджер.
Для развития импортозамещения «Лемана ПРО» при поддержке Минпромторга реализует программу по локализации производства товаров, где доля импорта критически высокая. Например, это освещение, скобяные изделия и техника. Эти товары по большей части поставляются из Китая, и российские производители не очень охотно идут в это направление. Но есть примеры успешного замещения— например, «Интерскол»— разработчик и производитель электроинструментов (дрели, шлифовальные машины, строительные пылесосы)— смог повысить долю локализации до 50%.
К 2026 году «Лемана ПРО» планирует довести долю закупок товаров «сделано в России» до 76% (сейчас этот показатель— 72%). Годовой бюджет закупок отечественных товаров к этому сроку должен увеличиться почти вдвое— с 12 млрд до 22 млрд руб. «Мы сопровождаем партнеров в том, как найти дополнительное финансирование, помогаем налаживать процессы, чтобы они могли выстроить производство и контроль качества. И мы гарантируем для них систему сбыта— мы будем выкупать эти объемы, чтобы повысить долю локализации в нашем ассортименте»,— поясняет Фытова.
Сделанные в России товары не всегда получаются дешевле импортных, признает исполнительный директор «Лемана ПРО». «Но здесь мы понимаем, что покупатель голосует рублем. Если мы локализуем что-то, что будет неинтересно потребителю по цене и качеству, он не будет это покупать. Поэтому аспекты цены и качества— для нас приоритет»,— констатирует Фытова.