Печальный и легкомысленный, фатальный и жизнеутверждающий – все это можно сказать о мюзикле «Дороги, которые нас выбирают» — постановке Театра сатиры.
Выбирает ли свою судьбу человек или она неумолимо ведет нас по перипетиям жизни? Вероятно, это такой же вечный вопрос, как первичность бытия или сознания, природа души и другие философские загадки, сопровождающие человечество на протяжении всей истории. Подобно «Облачному атласу», они возникают вновь и вновь перед каждым поколением, и следующая эпоха обязательно решит их по-своему. «Дороги, которые нас выбирают» — это переплетение трех сюжетов, которые, напротив, происходят в одно время, но затрагивают очень разных людей в неодинаковых положениях. Лишь одно обстоятельство у них общее: всем предстоит сделать выбор (или же все предопределено фатумом?).
Множественность линий развития делает постановку универсальной. Любовная история бывшего бандита Малыша отлично подойдет для романтического свидания; веселые приключения бродяги рассмешат после рабочего дня; а меланхолический настрой художников наведет на философские размышления о вечном. Иными словами, какими бы ни были ожидания публики, она обязательно найдет в мюзикле то, что ей понравится.
Особенно нужно выделить исполнителя по сути главной роли – Олега Кассина, чей бездомный Сопи забирает на себя внимание зрителя и проводит на сцене больше всего времени. Его наивные, если не сказать глупые, мечтания и неуклюжие попытки их воплотить составляют главный двигатель действия, которое к экватору постановки заставляет разражаться смехом всякий раз, когда бедняга терпит неудачу. Столь уморительный персонаж становится любимцем аудитории, и его появление ожидается с нетерпением, которое всегда вознаграждается новыми абсурдными ситуациями.
Связующим же звеном всех трех историй оказывается полусумасшедший художник Берман, чье назначение непонятно вплоть до самого финала. Тем или иным образом он вмешивается во все сюжетные линии, беря на себя роль судьбы или как минимум доброго советчика, но по-настоящему раскрывается в драматической ветке, когда создает свой шедевр. Можно сказать, что эта его работа и символизирует мысль всего произведения с многозначительным названием. Судьба, несомненно, существует и нередко подсказывает нам в тех случаях, когда сами мы затрудняемся, однако помимо нее не менее важен человек. Его свободная и добрая воля – вот тот элемент, без которого невозможно творение мира; лишь его творческая энергия, сострадание и неугасаемый оптимизм материализуют то, что предначертано свыше. Сам Берман выражает эту мысль в максиме: «Главное – прожить жизнь честно». И в этой честности, не только по отношению к окружающим, но и к себе и миру, выражается глубокая философия прекрасного мюзикла «Дороги, которые нас выбирают».
Автор: Алексей Федоренко
Художник Берман (в центре) и бродяга Сопи (справа)