Среда, 12 марта, 2025
ДомойБизнесБизнес попросил ограничить монополию ГЛОНАСС на мониторинг лесовозов

Бизнес попросил ограничить монополию ГЛОНАСС на мониторинг лесовозов

Опубликовано

Один из крупнейших в России бумажных комбинатов попросил власти ограничить монополию ГЛОНАСС на мониторинг данных о движении лесовозов. С 1 января бизнес обязан пользоваться спецсистемой контроля, но с ней возникают проблемы

Один из крупнейших в России бумажных комбинатов «Волга» предложил Минпромторгу лишить монополии государственное АО «ГЛОНАСС» в части статуса единственного поставщика услуг по контролю за перемещением транспорта с лесом, а также реформировать мониторинговую Федеральную государственную информационную систему лесопромышленного комплекса (ФГИС ЛК), запущенную с1 января 2025 года.

Это следует из письма Дениса Кумирова, заместителя гендиректора «Волги» по лесосырьевому обеспечению», в профильный департамент легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга от 28 января (копия есть у РБК).

Как контролируют лес

Требование оснащать технику средствами контроля с 1 января введено частью 7 статьи 50.4 Лесного кодекса. Информация о перемещении лесовозных транспортных средств в автоматическом режиме через систему «ЭРА-ГЛОНАСС» передается и фиксируется в государственном лесном реестре, который ведется во ФГИС ЛК. До 2025 года власти использовали для мониторинга отрасли систему ЛесЕГАИС, которая учитывала только торговлю древесиной. Во ФГИС ЛК, кроме информации о сделках и документах на перевозку древесины, есть лесной реестр и карта, система контроля за движением лесовозной техники.

Государственный оператор «ЭРА-ГЛОНАСС»— АО «ГЛОНАСС». Оно было создано в 2015 году по поручению президента Владимира Путина. В 2023 году АО получило 932 млн руб. чистой прибыли при 4,2 млрд руб. выручки— это лучшие финансовые результаты с 2019 года.

В числе проблем, которые перечисляет Кумиров в письме:

    технические: «Система зависает и не реагирует на действия, невозможность входа в систему продолжается на протяжении длительного времени— до 12 часов»; в системе неверно сформированы лесные участки: в состав участка включены земельные участки из других муниципальных районов и лесничеств, что вызывает ошибки при подаче документов в лесной реестр, делает невозможной подачу лесных деклараций, так как система «при логическом контроле не может отнести тот или иной лесной документ к конкретному лесному участку»; использовать картографический сервис ФГИС ЛК невозможно, так как все приведенные там границы не соответствуют друг другу. Географические нестыковки не позволяют системе производить пространственный контроль вводимых в нее пространственных данных, что лишает лесопользователей возможности подавать документы об использовании лесов.

Указанные в письме проблемы ведут к «необоснованному увеличению издержек» лесопользователей и неверному истолкованию лесного законодательства, что увеличивает административную нагрузку на отрасль, говорится в тексте.

Еще в январе представители лесопромышленных компаний на заседании комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды говорили о рисках остановки лесозаготовки на отдельных участках и просили ввести до осени 2025 года переходный период, в течение которого контролирующие органы не смогут штрафовать участников рынка за несоблюдение новых правил.

Что не так с ГЛОНАСС

По новым правилам АО «ГЛОНАСС» — единственный поставщик услуг по обеспечению техническими средствами контроля местоположения лесовозной техники. Эта компания также единственно возможный поставщик услуг по фиксации информации о местоположении техники и ее передачи во ФГИС ЛК, говорится в письме.

Положение компании дает ей возможность диктовать лесопромышленникам условия договорных отношений, считает представитель «Волги». «Пользуясь своим монопольным положением, АО затягивает сроки подключения оборудования к системе ФГИС ЛК, фактически не предоставляет абонентам техническую поддержку при возникновении вопросов об эксплуатации оборудования и подключению лесовозной техники к системе контроля местоположения. ГЛОНАСС предлагает заключать договоры только по их форме и условиям, где отсутствует ответственность по этим пунктам. Это может привести к административной ответственности (лесопромышленников.— РБК) за несоблюдение обязательных требований законодательства, ведет к необоснованной финансовой нагрузке и расценивается лесопользователями как препятствование хозяйственной деятельности»,— указывает автор письма.

Он отмечает, что в настоящее время не вступили в силу требования по порядку установки специального оборудования на лесовозы и по составу сведений, которые должны передаваться во ФГИС ЛК. «При наличии указанной правовой нестыковки контрольно-надзорные органы и МВД уже начинают привлекать собственников транспортных средств к административной ответственности, при этом по сути состава правонарушения нет», — отмечает автор.

В АО «Волга» отказались предоставить дополнительные комментарии к своему обращению.

РБК направил запросы в компании «Свеза», «Илим», «Титан», Сыктывкарский ЛПК, ГК УЛК. В «Сегеже» (SGZH) отказались от комментариев.

Бизнес попросил ограничить монополию ГЛОНАСС на мониторинг лесовозов

Какая позиция у регулятора

Представитель Рослесхоза подчеркнул, что тестовый период в работе ФГИС ЛК длился тригода— с 2022 года. Многие компании не подошли серьезно и начали готовиться только в декабре 2024 года, а пик установки автоматизированных систем навигации пришелся на начало 2025 года.

Читать также:
Barron's узнал о расследовании против Citigroup по делу Керимова

«Система вводилась поэтапно в течение 2023–2024 годов. К марту 2024 года у всех субъектов был доступ и возможность вносить, корректировать и тестировать систему. И регионы, которые ответственно отнеслись к наполнению данных, не столкнулись с трудностями сейчас. А те, кто полагал, что произойдет отмена или перенос сроков по запуску системы,столкнулись с проблемами и нежеланием работать. На наш взгляд, некоторые просто хотят скрыть серые схемы заготовки древесины»,— передала РБК слова заместителя руководителя Рослесхоза Вячеслава Спиренкова пресс-служба ведомства.

В пресс-службе Минпромторга подчеркнули, что вводить тестовый период поздно, поскольку требования лесного законодательства уже вступили в силу. «При этом ввиду многочисленных жалоб на некорректную работу системыМинпромторг придерживается позиции о необходимости предоставления отсрочки без применения штрафных санкций в отношении лесопромышленных предприятий»,— сказал представитель министерства.

Представитель Рослесхоза говорит, что работа по устранению противоречий в системе будет вестись на протяжении года. «ФГИС ЛК — это по сути массив данных, где хранится вся информация о лесах, сейчас обнажаются проблемы, на которые раньше в субъектах закрывали глаза. Мы совместно с регионами работаем над улучшением данных в системе. Раньше данные лесоустройства где-то были на бумаге, где-то в электронном виде и при оцифровке этих данных началивыявляться противоречия»,— добавил представитель Рослесхоза.

В пресс-службе АО «ГЛОНАСС» ответили РБК, что компания не относится к монополиям по законодательству России. Согласно закону №395-ФЗ ГЛОНАСС— оператор системы ЭРА-ГЛОНАСС, документом закреплено требование использовать эту систему при создании государственных информационных систем по обработке навигационной информации на транспорте и в иных сферах. «Государство использует для решения новых задач готовую инфраструктуру ЭРА-ГЛОНАСС, экономит ресурсы на создание новой системы для мониторинга лесной техники и передачи данных от движенияво ФГИС ЛК»,— сказал представитель оператора.

По его словам, на 21 февраля к ЭРА-ГЛОНАССподключено более 45 тыс. единиц лесной техники, владельцами которых являются свыше 23 тыс. компаний и индивидуальных предпринимателей.

«Положения договора между владельцами лесной техники и АО «ГЛОНАСС» об ответственности за нарушение договорных обязательств соответствуют законодательству Российской Федерации. Условия договора не исключают ответственность сторон, нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют»,— говорят в АО «ГЛОНАСС».

В компании подчеркивают, что подключение лесной техникине коммерческий проект ГЛОНАСС, оператор не производит, не продает и не оснащает технику аппаратурой спутниковой навигации. «На российском рынке несколько десятков только крупных производителей такого оборудования и предприятий по его установке»,— отмечают в компании.

Представитель компании также указывает на то, что расходы АО «ГЛОНАСС» на подключение и обслуживание лесной техники компенсируются тарифами ниже среднерыночных на стандартный мониторинг транспорта (ЭРА-ГЛОНАСС обеспечивает мониторинг более 300 тыс. машин общественного транспорта и специализированного— для перевозки опасных грузов). Например, ежемесячный тариф по передаче навигационной информации во ФГИС ЛК составляет 126 руб. за одно транспортное средство, услуги связи— от 51 руб.в месяц. Разовый платеж за идентификацию аппаратуры спутниковой связи с предустановленной сим-картой АО «ГЛОНАСС» составляет 1368 руб.

«Сервис работает без сбоев в круглосуточном режиме, справляется с ажиотажным спросом, обеспечивает ежедневную регистрацию. 90% зарегистрированных транспортных средств владельцы начали подключать с самого начала января 2025 года, включая период новогодних праздников. Значительная часть компаний приступила к регистрации автопарка только в конце декабря, в январе число обращений увеличилось десятикратно по сравнению с ноябрем. В январе в среднем регистрировалось около тысячи транспортных средств, в феврале— 500–700 автомобилей в сутки. Процесс подключения занимает у ряда пользователей от трех до пяти дней и поступательно снижается»,— сообщили в пресс-службе АО «ГЛОНАСС».

АО «Волга»производит легкий тарный картон, выпускает бумагу для упаковки и печати. Предприятие расположено в городе Балахна, на берегу Волги, к северу от Нижнего Новгорода. По данным базы СПАРК, по состоянию на 2021 год 99% АО контролировал Шалва Бреус, который в начале 2000-х годов работал заместителем министра имущественных отношений России. За следующие годы информация о собственниках не раскрывалась. В 2023 году «Волга» получила 1,8 млрд руб. чистой прибыли при выручке 13,58 млрд руб.

Читайте РБК в Telegram.

Новое на сайте

Суд арестовал активы владельца «Главпродукта» по иску Генпрокуратуры

Суд в Москве по иску прокуратуры арестовал активы акционера «Главпродукта» Смирнова, а также движимое...

Мама SHAMAN прокомментировала роман сына с Екатериной Мизулиной

Людмила Дронова приехала на концерт любимого сына Ярослава и, подобно тысячам других зрителей, с...

L’oreal отозвала средство от акне La Roche-Posay из-за канцерогена

L'Oreal отозвала в США все средства от прыщей Effaclar Duo бренда La Roche-Posay, поскольку...

Просто копия Ани Лорак в молодости: в Сети обсуждают 22-летнюю дочь жениха певицы

Ани Лорак готовится во второй раз пойти под венец. Избранник звезды — эксперт по позитивной...

Еще похожие статьи

Как менялась внешность Орнеллы Мути

Какой должна быть настоящая итальянка? Непременно сексуальной, роскошной и традиционно знойной — в идеале такой,...

El idilio: бурлящая смесь латиноамериканской кухни

Ресторан «El idilio» — излюбленное место кубинцев в Москве. Окунуться...

Саша Митрошина назвала имя человека, из-за которого ей грозит 10 лет тюрьмы — и это продюсер

Еще недавно Саша Митрошина могла похвастаться большими достижениями в сфере инфобизнеса. Однако на днях...