В ораторском искусстве есть такое понятие «говорить и разговаривать». Где тонкая грань между просто выступлением и речью, которая зажжет в сердцах людей идеи? Об этом и о своем пути от директора ювелирной компании до тренера по ораторскому искусству и подготовке спикеров рассказала Рузанна Мирзабекян.
В ораторском искусстве есть такое понятие «говорить и разговаривать». О чем это для Вас?
Я за то, чтобы мы учились разговаривать, выступать на сцене ярко, эмоционально, запоминающе, доносить структурно свою идею, свои знания, опыт, привлекать аудиторию и приглашать их в ту самую идею, которая с помощью продуктов, услуг делает жизни других людей легче, движет этот мир вперед и помогает придумывать новые идеи. Это гораздо больше, чем просто выйти на сцену и произнести набор слов.
Как вы пришли в эту профессию? Почему выбор пал именно на нее?
Как и у огромного количества людей, моя жизнь изменилась после пандемии. В миру до пандемии — я всегда так говорю — в миру, я была генеральным директором ювелирной компании много лет. Мне нравилось то, чем я занимаюсь. Но во время пандемии многие процессы видоизменились, и пришлось думать, что делать дальше. Я перешла в онлайн: помогала экспертам проводить прямые эфиры, делать стори-тейлы. И как-то ко мне обратились за помощью написать презентацию и дать рекомендации, как выступать на сцене. Эта тема всегда меня привлекала, потому что я как директор сама часто проводила презентации и у меня было много публичных выступлений, причем внутри было изначальное понимание, как такие выступления должны строиться. И вот таким образом я начала выступать на небольших сценах и понимала, что людям это нравится, люди не просто меня слушают, но еще и применяют те инструменты, советы, рекомендации, которые я даю.
Что для вас самое важное в ораторском искусстве?
После каждого успешного выступления моих учеников или подопечных — не могу назвать их клиентами — это видеть, как они преодолевают свои внутренние барьеры, обретают уверенность в себе и находят силу своего, скажем так, голоса, силу своей личности. Для меня это не просто работа, это то, что зажигает во мне настоящий огонь и движет вперед. Для меня очень важно, чтобы, приходя ко мне, каждый человек понимал, что с тем, что у него уже есть, с теми чертами характера, с генетикой — со всем этим уже можно работать и достигать поставленных целей. Мы часто на генетику сваливаем: голос не нравится или что-то еще. Несмотря даже на те убеждения, которые у всех нас есть относительно себя, причем не всегда положительные, для меня важно, чтобы ученики в работе со мной понимали, что это не помеха, это не причина и не повод не выступать, не учиться говорить и не доносить свою глобальную идею до других людей.
Какие ключевые принципы вашей работы?
В основе моей работы лежит моя собственная философия, в основе которой лежат структура, эмоциональность и достоверность. Достоверность, аутентичность — это фундамент. Я не верю в шаблоны, в универсальные рецепты. Каждый человек уникален, и его речь должна отражать эту уникальность. Это не значит, что нужно отказаться от подготовки, но это значит, что надо говорить своим голосом, своей интонацией, со своим неповторимым темпераментом, потому что именно это делает речь запоминающейся и живой. Структура — это каркас, который держит ту самую аутентичность. И, конечно, эмоциональная связь — это мостик между оратором и аудиторией. Лучшие ораторы — это не те, кто виртуозно владеет техникой речи, а те, кто умеют зажечь в сердцах слушателей огонь. Пожалуй, вот три кита моего подхода, и я уверена, что именно это сочетание помогает создать по-настоящему эффективную, запоминающуюся и вдохновляющую речь.
Что вы стремитесь дать клиенту?
Я стремлюсь дать не просто набор навыков, а некий трансформативный опыт. Это не только про то, как правильно ставить ударение или жестикулировать, в каком образе выходить на сцену. Это раскрытие потенциала личности. Я работаю с тем, чтобы мои ученики не только умели говорить, но и желали говорить, чтобы они верили в силу своей личности, своего голоса, чтобы они чувствовали уверенность и владели своим выступлением. Это значит работать не только над техникой и структурой выступления, но и над внутренним состоянием человека, над его убеждениями, страхами, целями. Я помогаю найти свою правду, увидеть свою уникальную историю, которой люди хотели бы поделиться с миром. Именно это делает речь не просто набором слов, а мощным инструментом влияния и изменений. Это как создание произведения искусства. Я убеждена, что выступление красивое, успешное, запоминающее, это не только про техническую часть. Да, структура нужна, но настоящее мастерство и магию на сцене дает именно способность выразить что-то глубокое, что-то личное, что-то важное.
Какой самый сложный кейс был в вашей работе?
Мой самый сложный кейс с точки зрения неожиданной и странной – это проповедник. И он пришел ко мне с запросом: хочу рассказать о Боге, не говоря о Боге. В целом он проповедует религию и веру. У него такая философия, не заставлять детей, не заставлять других ходить в церковь. Делать это самому и нести Слово Божие через свои действия. И я в тот момент думала, что либо моей еще не начавшейся карьере конец, либо я для себя пойму, что я все-таки на своем месте и у меня получается. Забегая вперед: у меня получилось. На тот момент праздновали День семьи, любви и верности, так что мы с ним придумали такой перформанс, где дети рассказывали истории родителей. И он в завершение сказал несколько слов о семье, о важности, о детях. Получилось очень здорово.
Какой совет вы бы дали тем, кто только думает, нужно ли ему развивать ораторские навыки и идти к вам?
Замечательный вопрос, потому что многие люди, думающие о работе со мной, действительно испытывают сомнения на начальном этапе. Я тот самый тренер, который имеет непопулярное мнение: среди тренеров по публичным выступлениям я защищаю сцену, я себя называю амбассадором сцены. Я защищаю сцену от экспертов, которые, выходя на сцену, перетаскивают туда флёр социальных сетей, где пытаются очередной свой рилс продемонстрировать с какими-то призывами к действиям, подпишитесь, приходите, я вам дам гайд и так далее. Я тот самый тренер, который говорит, что не бывает продающих выступлений — нет такого понятия вообще. Я тот самый тренер, который говорит, что не каждый эксперт может стать спикером и не каждому это нужно. И это совершенно нормально, что люди, понимая, видя вот то, что я транслирую, сомневаются поначалу. Если цель просто освоить базовые приемы публичных выступлений из серии: сначала на сцену нужно выйти с интересным вопросом, задать вопрос и не дождаться ответа от аудитории — это не ко мне. Если вы хотите выйти на сцену один раз и чтобы у вас купили, это тоже не ко мне, потому что я знаю — такого не существует и не могу обещать этого. Но если вы стремитесь к прорыву, если вы хотите не только выйти на сцену и сказать «мама, я сделала это», но чувствовать себя уверенно на сцене, влиять на людей, убеждать, вдохновлять, мотивировать, менять их мнение и жизнь к лучшему — это ко мне. Я за раскрытие внутреннего потенциала, за то, чтобы речь отражала личность, ценности, индивидуальность. И это не просто оттачивание техники и не про то, что давай всем улыбайся, на сцене ходи направо-налево, обязательно посмотри в глаза — и будешь харизматичным. Нет, я не про это. Я все-таки про рост как личность, а совершенствование техники в моем подходе неизбежное дополнение. Если вы хотите найти свой голос, если вы хотите использовать его на полную мощность, и если вы готовы инвестировать не только время, деньги, но и свою энергию, то тогда я вам гарантирую, что результаты превзойдут все ваши ожидания.