Вторник, 22 апреля, 2025
ДомойБизнесПродажи дорожно-строительной техники резко снизились

Продажи дорожно-строительной техники резко снизились

Опубликовано

Продажи дорожно-строительной техники в августе снизились на треть в годовом выражении, сообщили в ассоциации «Росспецмаш». Эксперты объясняют это падением спроса из-за высокой ставки ЦБ и отсутствием больших строек

Российские заводы строительно-дорожного машиностроения отгрузили на внутренний рынок в августе продукции на 5,1 млрд руб., что на 33,5% меньше по сравнению с августом 2023 года. Об этом РБК сообщили в ассоциации «Росспецмаш» (объединяет заводы, на которые приходится 80% от всего объема производимой техники этого сегмента). По итогам восьми месяцев текущего года продажи сократились на 2%, до 49,5 млрд руб.

«Мы уже несколько месяцев наблюдаем снижение отгрузок на внутренний рынок. Это касается не только техники российского производства, но и импорт тоже падает. И это падение ускоряется. Мы наблюдаем, что запасы на складах растут на заводах и у дилеров. А связано это с тем, что снижается потребительская активность, уменьшается количество входящих заказов»,— объяснил замдиректора «Росспецмаша» Вячеслав Пронин.

Собеседник РБК выделяет две основные причины снижения: высокий уровень ключевой ставки Центробанка, который «фактически уничтожает инвестпрограммы заводов и инвестпрограммы наших клиентов», а также правила по оплате работ на госстройках. «Фактически застройщики только в следующем году получат деньги за проекты, которые они выполняют в этом году. У них нет собственных наличных средств, а кредиты они взять не могут, потому что ставка завышенная»,— заключает он.

Кроме того, на российский рынок продолжают активно выходить китайские импортеры, уточняют в ассоциации. В некоторых сегментах доля иностранных машин превышает 90%, напоминают в «Росспецмаше» (экскаваторы, фронтальные погрузчики, асфальтоукладчики).

РБК направил запрос в Минпромторг.

Статистика по сегментам

В количественном выражении в январе—августе снизились отгрузки экскаваторов (на 43,5%), кранов-трубоукладчиков (на 36%), автокранов (на 28%), автогрейдеров (на 19,5%), дорожных катков (на 12%), мини-погрузчиков (на 5%). Продажи некоторых других сегментов, наоборот, выросли. Так, отгрузки телескопических погрузчиков увеличились на 68%, экскаваторов-погрузчиков— на 96%, фронтальных погрузчиков— на 62%, гусеничных бульдозеров— на 27%, кранов-манипуляторов— на 4%.

Какие причины называют участники рынка

В «Росспецмаше» для защиты российского рынка предлагают активнее использовать госконтроль за техническим регулированием продукции и лиц-импортеров, призывают следить за выполнением сертификации импортерами. Ассоциация поддерживает недавнее решение правительства о поэтапном увеличении ставок утильсбора на долгосрочный период. В части дорожно-строительной техники индексация произойдет с 1 января 2025 года (на 15%) и в дальнейшем будет ежегодной. При этом в Минпромторге указали, что сбор на экскаваторы и экскаваторы-погрузчики вырастет только с 2026 и 2028 годов (соответственно), так как производство этой техники еще только осваивается в России.

В августе объем переданной техники, включая иностранные модели, снизился на 30% относительно августа 2023 года, приводят данные в лизинговой компании «Европлан». С января по июль фиксировался рост сделок на 7% в сегментах самоходной техники и ДСТ, сообщил РБК представитель компании. «В числе лидеров продаж в портфеле «Европлана» находятся фронтальные и ковшовые экскаваторы-погрузчики, дорожные катки и бульдозеры китайских брендов LGCE, Lonking и XCMG»,— отметили в компании. Основное влияние на спрос в отношении спецтехники оказывает жесткая денежно-кредитная политика, добавляют там.

Читать также:
Погрузка РЖД снизилась в первый месяц действия новых правил перевозки

Юлия Глушкова, аналитик «Альфа-Лизинга», напоминает, что в следующем году до 1,17 трлн руб. будет направлено на новый нацпроект «Инфраструктура для жизни (ИДЖ)», который продолжит мероприятия дорожного («Безопасные и качественные дороги») и жилищного («Жилье и городская среда») нацпроектов. Это почти на 40% больше, чем в этом году, добавляет она. «Большая часть средств пойдет на строительство и модернизацию федеральных трасс, приграничных КПП, автоматизацию систем мониторинга безопасности и качества автодорог»,— отмечает эксперт. В целом, по ее оценке, перспективы у дорожно-строительной отрасли положительные.

Однако в третьем квартале этого года наблюдались негативные факторы, которые оказали существенное влияние на сегмент, продолжает Глушкова. Помимо роста ключевой ставки это ослабление национальной валюты, в том числе за счет укрепления юаня. «Китайская дорожно-строительная техника активно наполняет российский рынок. В 2023 году ее объем прирос почти на 55%, в то время как отечественная дорстройтехника прибавила около 15%»,— объясняет аналитик. Кроме того, до сих пор актуальны проблемы с международными платежами из-за новых пакетов санкций. Эксперт видит риски дефицита техники у дорожных строителей «при сохранении текущих условий». Возврат рынка к росту она прогнозирует в перспективе 2026 или 2027 годов, в 2025же году «в основном сценарии объем продаж будет равен показателям текущего года».

Проблемы строительной отрасли

Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отмечает, что август— это в целом мертвый сезон, хотя это и не основной фактор, который влияет на рынок. Основным, по мнению эксперта, является снижение государственных и частных инвестиций в строительную сферу. «В инфраструктуру в первую очередь, но и жилищная стройка тоже. При текущей ставке рынок проседает, строят поменьше»,— объясняет эксперт.

Исследовательская компания Sherpa Group подсчитала, что объем строительных работ в российских регионах в первой половине 2024 года превысил 6,4 трлн руб., увеличившись на 3,9% к томуже периоду прошлого года. Но темпы роста меньше, чем год назад (9,5% в первой половине 2023-го). «На это влияют завершение нацпроектов, высокая ключевая ставка, инвестиционная пауза, связанная с пересмотром и обновлением планов государства на следующие шесть лет»,— отмечают в Sherpa.

С 2025 года будет особо остро заметно снижение объемов дорожно-строительных работ в связи с окончанием стройки на участках крупных трасс М-4 и М-12, считает гендиректор ассоциации НАИК (объединяет компании в сфере транспортного строительства) Мария Ярмальчук. «Объемы финансирования проектов снижаются либо переносятся «вправо», также падает остаток законтрактованных работ по госконтрактам как на строительство, так и на реконструкцию и капитальный ремонт дорог»,— подтверждает она. Вместе с тем растут расходы строителей, растет долговая нагрузка, заключает эксперт.

Новое на сайте

Инвесторы вернут угольные шахты властям новых регионов для их ликвидации

Кто и как будет заниматься закрытием проектов ...

Витражные ногти — модный маникюр, о котором говорят все

Не пугайтесь — это не очередное бьюти-безумие, а просто модный микс всех трендов последних сезонов:...

Умер Папа Римский Франциск

Сегодня, 21 апреля, ушел из жизни Папа Римский Франциск. Ему было 88 лет. Печальную...

Еще похожие статьи

Турбизнес из Анапы получит отсрочку по налогам

Мера поддержки касается переноса сроков уплаты страховых взносов и налогов за февраль—октябрь 2025 года...

Россия в 2024 году увеличила выдачу виз иностранцам на 40%

Кто получает разрешения на въезд ...

Бьюти-находки и новинки недели: аромат тропического курорта, необычный плампер и палетка Лермонтова

Отдел красоты снова выбирает интересные и многообещающие новинки. На этот раз нашего внимания удостоились...