Как на это влияют санкции По итогам 2024 года у «Совкомфлота», крупнейшей судоходной компании России, упали выручка, EBITDA и скорректированная чистая прибыль. В компании указывают, что продолжают работу по минимизации негативного влияния санкций
Скорректированная чистая прибыль ПАО «Совкомфлот» (FLOT) по итогам 2024 года упала на 44,67% по сравнению с 2023 годом, до 46,2 млн руб., следует из сообщения компании. Выручка сократилась на 19,3%, до $1,87 млрд, EBITDA— на 33,86%, до $1,04 млрд.
«Деятельность компании была подвержена влиянию геополитических факторов и незаконно вводимых санкций со стороны недружественных стран. Новые масштабные санкции со стороны Министерства финансов США, введенные после отчетной даты, стали дополнительным ограничивающим фактором в работе компании. Компания продолжает системную работу по минимизации негативного влияния санкционных ограничений на свою деятельность, неизменно придерживаясь высоких стандартов безопасности мореплавания и качества морских операций»,— следует из заявления «Совкомфлота».
«Совкомфлот»— крупнейший российский оператор крупнотоннажного флота, который используется для поставок на зарубежные рынки углеводородного сырья. В мае 2022 года находящийся в эксплуатации флот компании (собственные находящиеся в эксплуатации суда) насчитывал 134 судна. Компания обслуживает проекты «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Варандей», «Приразломное», «Новый порт», «Ямал СПГ», «Арктик СПГ-2». «Совкомфлот» на 82,8% принадлежит государству, free-float— 15,6%, оставшиеся 1,6% составляет квазиказначейский пакет.
Еще в феврале 2022 года США ввели санкции против «Совкомфлота» и внесли компанию в Non-SDN Menu-Based Sanctions List (запрещает компании привлекать долговое и акционерное финансирование от американских инвесторов). С весны 2022-го компания также находится под санкциями Великобритании. В феврале 2024-го «Совкомфлот» был включен уже в «основной» санкционный SDN List (означает полный запрет для граждан и юридических лиц США совершать с ней любые транзакции). В SDN-лист также были внесены 12 грузовых судов, которые Минфин США связывает с компанией: «Анатолий Колодкин» и «Остров Сахалин» (оба под флагом Панамы), а также «Георгий Маслов», «Крымск», «Литейный проспект» и другие. В июне 2024-го оператор был включен в 14-й пакет санкций ЕС.
В начале 2025 года Минфин США внес в санкционные списки более 150 грузовых судов, перевозящих на экспорт российские нефть и газ. Часть из них американские власти считают относящимися к собственности «Совкомфлота».
Источник РБК в судоходной отрасли полагает, что «Совкомфлот» сталкивается с проблемами ремонта крупнотоннажных судов на иностранных верфях: зачастую компания вынуждена искать обходные пути для поставки комплектующих, что снижает время судов на рейсе.
Какой прогноз дают аналитики
На закрытии торгов 3 марта акции «Совкомфлота» торговались по 103,04 рубля за бумагу, 7 марта с начала торгов акции просели на 3,82%, до 92,4 рубля.
«Четвертый квартал получился слабым, впрочем, как и ожидалось: в конце осени— начале зимы компания находилась под санкционным огнем. Из-за санкций на танкерный флот компании— по разным оценкам под ними находится от 40 до 80% судов— ставки фрахта по таким судам имеют дисконт около 50%, что сильно сказывается на рентабельности бизнеса. Также в компании допускают сокращение платежей к получению по некоторым договорам тайм-чартера, заключенным на отчетную дату»,— объясняет Иван Ефанов, аналитик «Цифра брокер».
Эксперт говорит, что с учетом падения скорректированной чистой прибыли на дивиденды может быть направлено 9,72 руб. на акцию, что дает 10,6% дивидендной доходности. «В компании говорят, что рекомендация по дивидендам будет учитывать принцип достаточности капитала для развития в контексте новых санкций. Если читать между строк— дивидендов может и не быть. По нашей оценке, «Совкомфлот» оценен сейчас справедливо, и дисконта в акциях мы не видим»,— заключил он.
Николай Голотвин, аналитик по сектору транспорта и электроэнергетики «Ренессанс Капитала», читает, что компания в целом отчиталась в рамках ожиданий. Слабая ценовая конъюнктура на рынке фрахта танкеров, несмотря на традиционно благоприятную сезонность четвертого квартала, оказала давление на выручку компании, отмечает он, тогда как усиливающееся санкционное давление могло привести к простою части флота, что также негативно повлияло на финансовые результаты.
«По нашей оценке, январские санкции США против российского флота окажут существенное негативное влияние на результаты «Совкомфлота» в 2025 году. В случае отмены санкционных ограничений компания сможет вернуться к привычной операционной активности и в полной мере задействовать мощности флота. В тоже время потенциальное возвращение иностранных игроков на российский рынок может привести к исчезновению локальных премий к среднемировым ставкам фрахта и, как следствие, существенному снижению маржинальности перевозок. В настоящий момент мы находимся в процессе пересмотра нашей целевой цены и рекомендации»,— объясняет Голотвин.
Старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Булгаков говорит, что результаты четвертого квартала оказались хуже как квартал к кварталу, так и год к году. «Причина снижения, возможно, заключается в том, что часть контрагентов, предположительно, снизили поставки через «Совкомфлот» под конец прошлого года, в преддверии санкций»,— считает он.
По оценке Булгакова, целевая цена акции «Совкомфлота» на 12 месяцев— 80 рублей.
Аналитик «Финама» Саид Керимханов говорит, что результаты «Совкомфлота» 2024 года оказались значительно хуже, чем ожидалось. Он предположил, что дело в активизации санкционного давления. Компания пересматривает таргет по акциям судоходной компании.
Читайте РБК в Telegram.