Суббота, 26 апреля, 2025
ДомойБизнесБизнес попросил у правительства увеличить финансирование содержания дорог

Бизнес попросил у правительства увеличить финансирование содержания дорог

Опубликовано

Бизнес предложил правительству увеличить нормативы затрат на содержание дорог и направлять на их эксплуатацию средства, собранные «Платоном». Недофинансирование может привести к банкротствам компаний и разрушению дорожного полотна

Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК, объединяет крупнейших игроков отрасли, в частности, «Нацпроектстрой», «Трансстроймеханизацию», «Автобан» и другие) попросила профильные министерства и ведомства увеличить нормативы финансовых затрат на содержание федеральных автомобильных дорог. Эта и другие меры поддержки прописаны в презентации НИУ ВШЭ, подготовленной по заказу ассоциации и представленной в среду, 23 апреля, на мероприятии НАИК.

Ассоциация также предложила ввести коэффициент интенсивности движения по автотрассам для расчета бюджетных ассигнований, а также изменить методику расчета площади обслуживаемых дорог— применять не линейный километр, а квадратный метр площади твердых покрытий, что поможет более корректно учитывать площадь транспортных развязок, пересеченийи примыканий к автодорогам. Еще одна предлагаемая мера— направлять на эксплуатацию автодорог часть средств, собранных в рамках государственной системы «Платон».

До 2030 года правительство направит на содержание дорог 2,48 трлн руб., говорится в распоряжении правительства №768-р. Это на 1,73 трлн руб. меньше, чем требуется по действующим нормативам: недофинансирование составляет 42%.

В презентации НАИК и НИУ ВШЭ, представленной на форуме, говорится, что на 2025 годв соответствии с действующими нормативами (прописаны в постановлении правительства №658) требуется 616,3 млрд руб., дефицит составляет 272,5 млрд руб., на 2026 год требуется 653 млрд руб., дефицит равен 209,7 млрд руб., на 2027 год— 692 млрд руб., нехватка финансирования— 157,5 млрд руб. Суммарный дефицит на ближайшие три года равен 639,7 млрд руб. при объеме финансирования 1,96 трлн руб.

Падает и доля ассигнований, направляемых на содержание федеральной дорожной сети. «Если в 2019 году доля расходов на содержание автомобильных дорог в общих расходах Федерального дорожного фонда составляла 16,4%, то в 2024 году— только 14%. В ценах 2019 года в 2024 году расходы относительно 2019 года упали на 2,6%»,— говорится в презентации.

Снижение расходов может привести к росту аварийности на дорогах. «Недостаточное содержание автомобильных дорог может оказывать сопутствующее влияние на аварийность и вероятность наступления тяжелых последствий в ДТП»,— говорится в презентации. Так, вероятность ДТП с тяжелыми последствиями растет в 2,4 раза, если на месте аварии не работало или было неисправно освещение, в 1,7 раза— если отсутствовали временные технические средства организации движения в местах проведения работ, в 1,6 раза— если дорожное покрытие было неровным, на 24%— имели место недостатки зимнего содержания, на 15–25% при отсутствии (плохой различимости) горизонтальной разметки проезжей части.

Читать также:
Бизнес заявил о риске банкротств и сокращений в дорожном строительстве

«Имеется статистическая зависимость между расходами на содержание дорог и относительными показателями аварий: чем больше объем дорожных фондов, в том числе части на содержание, тем меньше аварий»,— утверждают авторы презентации.

Финансовое положение участников отрасли

В динамике авторы исследования видят ухудшение положения участников отрасли. С 2020 года доля убыточных компаний, занимающихся эксплуатацией автодорог и автомагистралей, увеличилась с 12до 23% в 2024 году, говорится в презентации. «По данным СПАРК, среди 869 компаний, у которых основной вид деятельности— эксплуатация автомобильных дорог и автомагистралей, количество компаний с убытками выросло со 112 в 2020 году до 199 в 2024 году. На 1 апреля 2025 года из 1397 компаний, у которых основной вид деятельности— эксплуатация автодорог и автомагистралей, 51 находится в состоянии банкротства»,— говорится в презентации.

Гендиректор «Автобан— эксплуатации» Игорь Рубахин заявил на сессии во время презентации, что в контрактах компании заложен минимум рентабельности и «через год-два она будет равна нулю». Дмитрий Хвастунов, соучредитель Борисоглебского дорожно-ремонтного строительного управления №2(Воронеж), посетовал на увеличение расходов на материалы, так как техническая соль подорожала с 3 тыс. до 6,5 тыс. руб. По его словам, компания сегодня «зарабатывает на строительстве дорог, а на содержание тратит». Валерий Дорган, исполнительный директор «Мостотрест-Сервиса» (входит в «Нацпроектстрой»), сказал, что компания тратит на штрафы 50–70 млн руб. в год, что также усугубляет ее финансовое положение.

РБК направил запросы в Минфин, Минтранс, Федеральное дорожное агентство, аппарат Марата Хуснуллина.

Михаил Блинкин, научный руководитель Института экономики транспорта ВШЭ, считает, что главная угроза хронического недофинансирования содержания дорогсостоит не в банкротстве отраслевых игроков, а в деградации дорожной сети, что приведет к необходимости строить автотрассы заново. Предложенные НАИК меры, по его мнению, кардинально не решат проблему нехватки финансирования. «В бюджете сегодня нет средств на поддержание дорожной сети. Одна из основных причин— в том, что наши 60 млн владельцев автомобилей сильно не доплачивают за ее пользование. Значительной части водителей придется больше платить, пусть это и непопулярная мера. Для этого, возможно, нужно будет изменить систему платежей, отказавшись от акциза и перейдя на оплату за километр пробега»,— считает эксперт.

Читайте РБК в Telegram.

Новое на сайте

«Она нас опустила!»: Лариса Гузеева раскрыла причину ухода Василисы Володиной из «Давай поженимся!»

Володина ушла из «Давай поженимся!» в период пандемии. Астролог заявила, что опасается за свою...

Бывший санаторий Ахметова в Крыму перешел государству

Как комплекс «Ай-Даниль» в Ялте менял владельцев ...

Алсу и Ян Абрамов заключили мировое соглашение в суде при разделе имущества

В прошлом году певица и бизнесменом развелись после 18 лет брака. С тех пор...

У золотодобывающей группы «Западная» сменился владелец

100% акций перешли к группе ОКТО. В рамках стратегии развития «Западная» намерена увеличить добычу...

Еще похожие статьи

Виктория Дайнеко впервые показала дочь: девятилетняя Лиза выступила на сцене

Виктория щепетильно относится к теме личной жизни. Певице девять лет удавалось скрывать не только...

Концерт к 100-летию Валентина Берлинского пройдет в Клину

Концерт, посвящённый 100-летию легендарного виолончелиста, основателя Квартета имени Бородина Валентина...

FT узнала, что Raiffeisen прекратил попытки продать бизнес в России

FT: Raiffeisen прекратил попытки продать бизнес в России ...